Газета выходит с октября 1917 года Friday 10 января 2025

Жизнь как чудо

1 января исполнилось 95 лет российскому писателю, почетному гражданину Петербурга Даниилу Александровичу Гранину

«Я считаю свою литературную судьбу счастливой. У меня нет претензий к своей Фортуне. Я писал то, что хотел, как хотел», — строчки из новой книги Гранина «Человек не отсюда». 


Писатель представил ее незадолго до юбилея, в середине странного бесснежного декабря в петербургской библиотеке им. Маяковского на Фонтанке. По дороге туда наши корреспонденты случайно разговорились с одной немолодой петербурженкой, которая, собственно говоря, направлялась в другую библиотеку — в читальный зал. Узнав от них, что в Маяковке вот-вот начнется встреча с Даниилом Граниным, она быстро достала мобильник и стала обзванивать всех своих приятельниц: «Срочно выезжайте, такое событие пропустить нельзя!»  

Зал был набит битком. Многие поклонники писателя принесли на встречу с ним свои любимые книги, выпущенные еще в 50 - 80-е годы: «Иду на грозу», «Искатели», «Зубр», «Дождь в чужом городе», «Блокадную книгу». 

Было много молодежи. Только они, в большинстве своем, принесли для автографов книгу о Великой Отечественной войне «Мой лейтенант». 

В интервью «Вечёрке», которое Даниил Гранин дал пять лет назад, когда отмечался его 90-летний юбилей, он говорил о том, что с читателем, особенно молодым, «нужно обращаться осторожно, его нельзя насиловать, ему нельзя говорить «надо»: «Надо тебе читать не Маринину, а Петрушевскую, Шолохова!» 

По его словам, «чтение — это все-таки свобода выбора, это вкус, который постепенно формируется». 

«Мой лейтенант» — роман, удостоенный премии «Большая книга», написан беспощадно правдиво. Без романтизации и героизации войны. Это горькое чтение. Но оно необходимо, чтобы не судить о войне по таким фильмам, как «Сталинград» Бондарчука. 

«Ощущение постоянного присутствия смерти было ужасно, — вспоминал писатель, представляя роман «Мой лейтенант». — Но оно рождало и иные чувства. Когда мы вернулись с войны, мы все были во власти чуда, что остались живы. Чудо, которое случилось с каждым, кто вернулся с войны, сопровождало его долгие годы, придавало особую прелесть жизни — жизнь вкусной становилась. Мы жили с аппетитом, несмотря на то, что были карточки и мерзости послевоенной жизни». 

Писатель не устает повторять эти слова. Вот и на представлении своей новой книги «Человек не отсюда», когда его попросили дать совет молодежи, как жить, не стал ничего советовать. Лишь сказал, что человеческая жизнь — чудо и относиться к ней надо, как к чуду, дару Бога или судьбы. И жить так, чтобы нынешшний день был самым счастливым.

С днем рождения писателя поздравили первые лица государства. «Вы по праву пользуетесь высоким, заслуженным авторитетом как мужественный, сильный духом человек, прошедший огненными дорогами Великой Отечественной. Как выдающийся писатель и публицист, настоящий русский интеллигент и подвижник», — говорится в поздравительной телеграмме президента РФ Владимира Путина. 

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев назвал Даниила Гранина «выдающимся писателем, благородным человеком, настоящим российским интеллигентом», а его книги — «учебниками для целых поколений».

Даниил Гранин (настоящая фамилия Герман) родился 1 января 1919 года в семье лесника Александра Германа и его жены Анны Бакировны. В 1940 году окончил электромеханический факультет Ленинградского политехнического института, работал на Кировском заводе. Оттуда ушел на фронт в составе дивизии народного ополчения, воевал на Лужском рубеже и на Пулковских высотах. Затем был откомандирован в Ульяновское танковое училище, воевал в танковых войсках, был командиром роты тяжелых танков.

С 1945 по 1950 год работал в «Ленэнерго» и научно-исследовательском институте. Был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета». Даниил Гранин — президент Общества друзей Российской национальной библиотеки; председатель правления Международного благотворительного фонда им. Дмитрия Лихачева, член Всемирного клуба петербуржцев. Он — кавалер ордена Святого Андрея Первозванного, Герой Социалистического Труда (1989), почетный гражданин Петербурга (2005), лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии России, а также премии президента РФ в области литературы и искусства, премии правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры, премии Гейне и других.

В 2012 года роман Даниила Гранина «Мой лейтенант» стал лауреатом национальной литературной премии «Большая книга» (2012).

В декабре 2013 года Гранин стал лауреатом премии «Лучший зарубежный роман XXI века», которая ежегодно вручается в Китае с 2002 года.

 

Из книги «Причуды моей памяти»:

«Работая над «Блокадной книгой», мы с Адамовичем были потрясены блокадным дневником школьника Юры Рябинкина - в нем предстала история мучения совести мальчика в страшных условиях голода. 

Каждый день он сталкивался с невыносимой проблемой - как донести домой матери и сестре кусок хлеба, полученный в булочной, как удержаться, чтобы не съесть хотя бы довесок. Все чаще голод побеждал, Юра мучился и клял себя, зарекаясь, чтобы назавтра не повторилось то же самое. 

Голод его грыз, и совесть грызла. Шла смертельная непримиримая борьба - кто из них сильнее. Голод растет, совесть изнемогает - и так день за днем. Голод понятно, но на чем же держалась совесть, откуда она берет силы, что заставляет ее твердить вновь и вновь: нельзя, остановись?!

Единственное, что приходит в голову: она есть божественное начало, которое человеку дано. Она как бы представитель Бога, его судия, его надзор, дар свыше, что может взрасти, а может и погибнуть.

Она не ошибается.

Для нее нет проблемы выбора.

Она не взвешивает, не рассчитывает, 

не заботится о выгоде.

Может, только согласие с совестью дает

удовлетворение в итоге этой жизни.

 

Ведь чего-то мы боимся, когда поступаем плохо, кого-то обижаем, не по себе становится, если обманем, соврем. Словно кто-то узнает. Совесть сидит в нас, словно соглядатай, судит — плохо, брат, поступил.

Мартин Лютер, самый решительный теолог, заявлял, что совесть — глас Божий в сознании человека. Глас этот звучит одинаково для всех — и католиков, и православных. Может, и вправду совесть досталась нам от первородного греха, от Адама?

Совестью обладает только человек — ее нельзя требовать от народа, государства».

↑ Наверх