Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Жизнь на тарелочках

До 14 мая Галерея современного искусства фарфора при Императорском фарфоровом заводе представляет выставку «Фарфор Арона Зинштейна».

До 14 мая Галерея современного искусства фарфора при Императорском фарфоровом заводе представляет выставку «Фарфор Арона Зинштейна».

 

 

Название выглядит парадоксально: Арон Зинштейн — признанный живописец и график, но никак не прикладник. «Звоню людям, приглашаю на выставку. «Живопись?» — спрашивают. «Нет, фарфор». — «Что-что?» — не понимают», — смеется Арон Иосифович. Тем не менее работы выглядят очень органично, как будто живопись и графика Арона Зинштейна только и ждали часа, чтобы появиться на блюдцах и тарелках, вазах и вазочках. Это именно картинки на фарфоре, а не роспись по фарфору.

 


Как Зинштейн попал на завод? Очень просто — его пригласили: «Я с удовольствием откликнулся на предложение, целый год ходил на этот замечательный завод и расписывал фарфор. Некоторый опыт у меня был: еще учась в Мухинском, я посещал занятия студенческого научного общества, где как раз занимались надглазурной росписью. Вначале я делал пробы — удачные и неудачные. Затем понял, что сам по себе фарфор не требует особого украшения — важно подчеркнуть и выявить его истинную красоту. Я использовал рисунки из альбома, который всегда беру с собой, чтобы делать наброски: это сюжетные сцены из моей жизни и то, что удается подсмотреть, гуляя по городу. Потом дополнил городскими пейзажами. В это время меня привлекла выставка африканской скульптуры в Музее городской скульптуры — так появилась серия «Маски». Есть и музыкальные сюжеты: например, после концерта своих друзей — джазового трио Гайворонский — Волков — Кондаков — решил посвятить им сервиз». Ну, музыкальной темой на фарфоре нас не удивишь, а вот пляжные или банные сюжеты — все-таки ноу-хау Арона Зинштейна. Или представьте на тарелке пейзаж как он есть — не силуэт здания или фрагмент решетки, а реки с берегами, небо с облаками…

 

 


Интересно, как местные художники отнеслись к именитому «дилетанту»? «Я работал в основном среди живописцев, — рассказывает Арон Иосифович. — Здесь есть разделение на «художников» и «живописцев»: художники придумывают новые формы, новые росписи, а живописцы непосредственно расписывают. И те и другие — мастера, и на все вопросы мне всегда с охотой отвечали. Особо я хотел бы отметить художника Веру Бакастову, она мне многое подсказала, и я учитывал ее замечания».
То, что мы видим на выставке, — ручная роспись, но завод собирается тиражировать часть работ. Так что не удивляйтесь, если увидите в магазинах посуду с изображениями куда-то едущих, гуляющих, танцующих или загорающих петербуржцев.

 

 

Татьяна КИРИЛЛИНА Фото автора
↑ Наверх