Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 3 июля 2024

Жизнь сердца

До 14 июня галерея «Сарай» приглашает на выставку Елены Завельской «Сердцебиенья»

Само название говорит об интимном, сокровенном, волнующем. Настроению доверительного разговора способствуют и размеры зала — более чем скромные. Но пространство не выглядит перегруженным: очевидно, сами работы добавляют воздуха.

«Работы очень разные — чем их объединить? Сердцем», — говорит Елена. Здесь работы разных лет, с середины 1990-х до нынешнего года. Есть и давно полюбившиеся зрителю автопортреты, и картины из известного цикла «Еврейское счастье» (размышление художника о жизни еврейских местечек, в которых она... никогда не была), и пейзажи Петербурга — узнаваемые, но при этом сказочные.

«Такое счастье». 2015

Рассказывать сказки — одно из любимых занятий Елены Завельской. Например, про русалок. Русалки на ее картинах совсем не страшные, они не завлекают путников на дно водоемов: наоборот, они вышли из воды и пытаются адаптироваться в нашем мире. Последняя по времени картина — «Такое счастье»: русалка вышла замуж за обычного парня и ребенка ему родила. А может быть, рыбенка — не разглядеть, он в одеяльце завернут.

«Инстинкт самосохранения определенно самый мощный из тех, что дан нам природой. Его голос становится тише, а то и вовсе умолкает, если человеком движут любовь, совесть и обостренное чувство собственного достоинства. Тогда чувство опасности и даже угроза собственной жизни становятся менее значимыми, чем верность любви, совести и самоуважению» — это высказывание Елены Завельской совершенно серьезное, но вполне подходит под рассказ о любви русалки и человека. А художник, по убеждению Елены, «всегда изображает себя, даже если на картине изображен сапог». У нее, кстати, есть картина и с сапогом — жаль, в экспозицию не вошла... Вообще здесь маловато натюрмортов.

В новых работах Елены Завельской явственно звучит тема маски, карнавала. Часто персонажи одеты в лоскутные клоунские костюмы — как героиня картины «Секрет Коломбины», печальная дама в шутовском наряде.

«Игра с масками появилась неожиданно. Честно говоря, даже не думала специально, почему вдруг. Наверное, бессознательно хотелось рассказать о «двойной жизни Вероники». Я кажусь человеком жизнелюбивым, оптимистичным, но это же поверхностный слой...» Одна из работ называется «Без маски», это, по сути, автопортрет: Елена изображает себя с грустным лицом — и тоже в шутовском колпаке.

На открытии выставки посетителей умилил музейный кот Ося, который сидел в центре зала и следил за тем, чтобы каждый отдавал ему дань восхищения, но потом все равно устал и заснул. «И кот кстати пришел, Ося, — уверена Елена. — Без кота ничего бы не было».

↑ Наверх