Жорес Алферов за то, чтобы Волгоград переименовать в Сталинград
Замечательный ученый, академик РАН, нобелевский лауреат накануне своего 85-летия нашел время, чтобы встретиться с журналистами
Общение проходило в рамках заседания клуба ученых и журналистов «Матрица науки» в санкт-петербургском филиале ТАСС. За два часа Жорес Иванович рассказал о многом: о проблемах в науке и образовании, о теплых отношениях с главой Киевской Академии наук Патоном, с удовольствием рассказал, что занимается плаванием на своей любимой даче в Комарове, а отметит юбилей 15 марта, как и подобает почетным гражданам, большим концертом в Филармонии.
Ответил нобелевский лауреат и на вопрос «Вечёрки»: не порадует ли ученый специальным открытием в памятный для всех год — год 70-летия Победы?
Жорес Иванович улыбнулся, заметив, что помнит, как в 1970 году отмечался 100-летний юбилей Владимира Ильича Ленина и секретарь Выборгского райкома партии по идеологии требовала неких открытий к такой дате:
— Покойный ныне академик Борис Петрович Захарченя тогда сказал: вы что, просите, чтобы мы открыли новую элементарную частицу в честь дня рождения Ленина? Открытия — вещь сложная и к дате не делаются! Я бы сказал самое главное. Мы должны отметить День Победы как самый великий праздник в нашей стране. И было бы очень хорошо, если б на Красной площади не закрывали какой-то фанерной загородкой Мавзолей. Потому что Парад Победы и парад 7 ноября 1941 года шел перед Мавзолеем, который есть символ Красной площади и символ страны...
Жорес Иванович сообщил, что недавно фракция КПРФ внесла предложение о переименовании Волгограда в Сталинград — коммунисты хотят, чтобы там были и улица, и площадь имени Сталина.
— У меня к этому особое отношение, — заявил Жорес Алферов. — Потому что я жил в Сталинграде два года до войны, а мой брат воевал в Сталинграде от начала и до конца. И с моей точки зрения (с точки зрения беспартийного члена фракции КПРФ в Госдуме, что дает нам некую свободу в том смысле, что не все решения партии для нас обязательны), такое переименование должно быть обязательно. Только не нужно это связывать со Сталиным. Потому что для нас Сталинградская битва — поворотный пункт Второй мировой войны. И в Сталинграде наши бойцы и командиры перестали немцев бояться. Под Сталинградом наши войска окружили немцев и взяли в плен 91 тысячу. В Сталинграде полегло с обеих сторон около 3 миллионов человек. И этот город стал действительно поворотным пунктом в войне…
Материал к юбилею ученого читайте в «Вечернем Петербурге» через неделю.