Жорес Алфёров: Подарите рояль не мне, а университету
О чем рассказал наш знаменитый земляк накануне своего юбилея
Нобелевский лауреат, ректор Санкт-Петербургского академического университета — научно-образовательного центра нанотехнологий РАН, вице-президент Российской академии наук, депутат Государственной думы нескольких созывов Жорес Алфёров, накануне своего 85-летнего юбилея встретился с журналистами.
— Отмечу юбилей научным симпозиумом, который пройдет в Академическом университете 16 и 17 марта и будет посвящен прорывным технологиям XXI века, — на него прилетает из США на один день сопредседатель Сколковского консультативного совета Роджер Корнберг, чтобы прочитать лекцию. Половина докладчиков на этом симпозиуме — наша научная молодежь, те, кто стали лауреатами Фонда поддержки образования и науки («Алфёровский фонд». — Прим. авт.), — сказал Жорес Иванович, а затем ответил и на другие вопросы.
О проблемах науки
— Я много раз повторял и повторяю, что основная проблема российской науки отнюдь не низкое финансирование и не те проблемы, о которых совершенно справедливо говорил Владимир Евгеньевич (глава РАН Владимир Фортов. — Прим. авт.), связанные и с жильем, и с молодежью, и со старением... Есть другая проблема — невостребованность научных результатов экономикой и обществом.
О смене технологий
— Один саудовский министр сказал: «Каменный век кончился не из-за дефицита камня. И нефтяной век кончится не из-за дефицита нефти». Поэтому можно четко сказать, что все развитие человечества многие тысячелетия идет благодаря смене технологий, которая рождается научными исследования и разработками. Безусловно, век нефти кончится не из-за дефицита нефти: где-нибудь в середине нашего столетия фотоэлектрическая полупроводниковая энергетика станет одной из основных.
О поддержке своей формы
— Моя форма сейчас хуже, чем была, но я плаваю каждый день. Я живу с 1981 года в поселке Комарово, где построил дачу на месте сгоревшей дачи Льва Семеновича Берга (он сам умер очень рано, а его жена и дочь в 1971 году эмигрировали). По тем временам очень непросто было получить разрешение на строительство. Григорий Васильевич Романов лично дал разрешение по просьбе Анатолия Петровича Александрова, после чего я стал там председателем правления и добился того, чтобы академики получали разрешение покупать и строить дачи в Комарове. А в 1990 году в гараже-сторожке я построил плавательный бассейн (7,5 метра длиной, 2,20 — шириной, глубиной — 1,45), который обошелся мне в 8 тысяч рублей. Плаваю я каждое утро — триста метров. Могу также сказать, что истекший год был для меня ужасным: одна медицинская организация Санкт-Петербурга поставила мне неверный диагноз. Меня стали неправильно лечить: вогнали в кровь шесть порций антибиотиков! А потом я ушел от них и стал лечиться в другом месте. И таким образом спас себе жизнь.
О семье
— Мои внуки выросли в другое время, у них другие взгляды. Мой внук, например, с айпадом и айфоном обращается лучше, чем я, — он освоил все это сразу. В нашей семье отношения строятся на любви, хотя проблема отцов и детей тоже присутствует... Я никогда не интересовался знаками зодиака. А тут у внука Макара 20 февраля был день рождения, и я поспорил с его мамой Тамарой, что он Рыба, как и я. А она мне сказала, что внук — Водолей. Я открыл Интернет, нашел знаки зодиака и увидел, что я прав: внук — Рыба. Стал читать и понял, что все совпадает. Стал я тогда читать про супругу — Тамару Георгиевну. Читаю — и все один в один. Но в конце было написано, что самый неподходящий брак между Рыбой и Львицей. Вот и верь этим гороскопам.
P. S.
В конце встречи Жорес Иванович подписывал книгу своих рассказов «Калитка имени Алфёрова: 80 историй от нобелевского лауреата, рассказанных Аркадию Соснову», выпущенную к 80-летию, и продолжал отвечать на вопросы... А затем с благодарностью принял подарок от издательства «Великая эпоха» — хрустальный цветок лотоса — символ чистоты и света, который был очень кстати в объявленный ООН Годом света 2015-й.
— Жорес Иванович, вы так любите подарки? — поинтересовалась «Вечёрка», увидев, как академик расплылся в улыбке.
— Конечно, такие — да! Вот меня спрашивают: что вам подарить на юбилей? А я отвечаю: «Мне лично ничего не надо — лучше подарите нашему университету хороший рояль». Пусть даже это будет не Steinway, главное — рояль. Я был как-то на мероприятии в Германии под Дортмундом, куда приехал из Брюсселя известный пианист Борис Березовский. И я его позвал к нам, а он спросил: «Какой у вас рояль?» — «У нас не рояль, а пианино». — «Вот когда будет хороший рояль, тогда я приеду», — сказал он. Ждем.
Метки: Памятная дата Наука
Важно: Правила перепоста материалов