«Зилов» в «Алеко», или Бомба замедленного действия
Герои пьесы Вампилова оказались по зубам молодым актерам
Сегодня мало кому из молодой театральной публики знакомо имя Зилов. Народ постарше вспомнит знаменитую пьесу «Утиная охота» Александра Вампилова и будет прав. Именно под этим названием — «Зилов» — прошла недавно премьера спектакля в театре «Алеко» — незамеченная прессой и с восторгом встреченная публикой.
Прежде чем попасть к театральной вешалке, публику ожидала очередь в кассу, хвост которой стоял на улице. Для взрослого спектакля — редкое явление в наше время. Вампилов всегда вызывает повышенные ожидания, но всякий ли с ним справится?
Фото: театр «Алеко»
Справились. С первых минут спектакль разворачивается как туго скрученная пружина. Забавную на первых порах комедию про обаятельного сердцееда, негодяя и циника Зилова режиссер-постановщик Денис Ворошилов превращает в драму с элементами фарса и неожиданно заканчивает трагедией. На афише спектакля неслучайно написано «по мотивам пьесы Александра Вампилова»: в финале Зилов стреляется. Правда, уже через минуту возвращается на сцену в виде призрака, чтобы понаблюдать за друзьями, с которыми катастрофически не сложились отношения. Да и вообще жизнь не сложилась, несмотря на недавно полученную квартиру, непыльную работу, умницу жену, красавицу любовницу и утиную охоту, мечту всей жизни, на которую Зилов вот-вот собирался отправиться.
Как известно, Вампилов написал «Утиную охоту» в 1967 году. Для того времени Зилов был абсолютный нонсенс, он не мог соответствовать образу молодого строителя коммунизма, потому пьесу и не печатали так долго. Но каким Зилов может быть в наше время, когда молодым специалистам не дают квартир, начальников не водят в рестораны, а утиная охота превратилась в стрельбу по газелям из вертолета? Да таким же, как сорок лет назад, — человеком, который сам не знает, чего хочет. В советское время сказали бы: человека давит система. Системы нет, а мятущиеся личности есть. И весь советский антураж, великолепно созданный на сцене с помощью декораций, костюмов и музыки, не заслоняет, а скорее помогает увидеть характер, для которого найдется место в любом времени.
Фото: театр «Алеко»
Чтобы изобразить историю о человеке, который разрушает себя и все вокруг, требовались незаурядные актеры, ведь каждая роль здесь — острый характер. И было бы логично, если бы пригласили звезд первого эшелона. Но режиссер-постановщик сделал ставку на молодых актеров — и не ошибся. Все роли, за исключением начальника Кузакова, играет молодежь. Этот блестящий ансамбль сообща превращает спектакль в бомбу замедленного действия, которая взрывается к концу спектакля.
Звезда спектакля, безусловно, Артур Литвинов. Его Зилов вызывает все эмоции — от симпатии до отвращения, от сочувствия до жалости. В 2012 году Литвинов получил Молодежную театральную премию Петербурга. Любопытно, что одним из инициаторов выдвижения актера на эту премию был художественный руководитель «Алеко» и председатель комиссии по культуре Общественной палаты Санкт-Петербурга Алексей Козырев.
— Когда Денис Ворошилов пришел с предложением поставить этот спектакль на нашей сцене, я не сомневался, что у «Зилова» большое будущее, — рассказывает худрук театра Алексей Козырев. — Здесь сошлись все факторы: гениальная пьеса, отличная постановка, блестящий актерский состав. И вижу, что мы не ошиблись.
Следующий, еще премьерный спектакль «Зилов» можно увидеть 23 ноября.Метки: Подмостки
Важно: Правила перепоста материалов