Зима! И байкер, торжествуя…
Январь не завалил город снегом, предоставив шанс велосипедистам выехать на улицы Петербурга. Что нужно для зимнего катания, журналисту «ВП» рассказали истинные любители велосипеда
Что делать с велосипедом зимой? Как подготовить его к езде по заснеженным улицам? И какие правила консервации нужно соблюдать, убирая железного коня до весны? С этими и многими другими вопросами корреспондент «ВП» обратился в уютный магазинчик наших старых друзей из компании «Велодрайв». Приехала «Вечёрка» не с пустым багажником. Для пущей наглядности мы взяли два чешских велосипеда. Женскую модель Author Unica предложили законсервировать до будущего года, а мужской велосипед Author Kinetic – подготовить для зимней езды.
"Автора" на сцену
Как правильно впадать в спячку?
– Если Вы хотите оба велосипеда сегодня увезти обратно, тогда сделаем облегченный режим консервации. Сервис-мастер Денис Таланов тщательно осматривает привезенную нами технику. – Более полная консервация предполагает разборку и чистку всех узлов транспорта. Нужно удалить старую смазку и нанести новую. Иногда все настолько запущенно, что смазки не остается и из узлов высыпается кучка трухи.
Первая фаза подготовки велосипеда всегда одинаковая – очистка и смазка. Цепь, звезды и все трущиеся механизмы должны быть тщательно проверены. Наши велосипеды отходили один сезон, поэтому избежали замены тормозных колодок, перетяжки спиц и смены смазки в вилках. Но сама очистка заняла примерно час.
Разбор полетов
– Тип смазки зависит от того, где будет храниться велосипед. Это может быть сухой гараж или открытый балкон. И в том и в другом случае нужно, чтобы все было смазано, а металлические части не контактировали с воздухом.
– Понятно, что предпочтительнее хранить в сухой и теплой квартире, но у кого нет такой возможности, что посоветуешь?
– По хранению – чем меньше влажности, тем лучше. По температуре – главное, чтобы не было скачков. Лучше, чтобы велосипед был в подвешенном состоянии, чтобы резина не сжималась. Покрышки должны быть накачаны, но несильно. Оптимальное место – теплая комната.
Силиконовая смазка - лучший друг велосипеда
– А когда нужно убирать велосипед на консервацию?
– Кто как живет, тот так и готовит. Кто– то заканчивает кататься при -10, кому-то достаточно первых +5, чтобы вешать велосипед в гараж. Тут нет единого правила для всех.
Оказалось, что вилка Author Unica задубеет при +5 градусах, но есть счастливые обладатели гидравлической вилки, которая, по выражению Дениса, «дубеть долго не соберется». Что касается цепи и всех узлов, не зависит, собираетесь вы готовить его к зиме или нет. Раз в сезон байк нужно обязательно разбирать, чистить и закладывать новую смазку. В зависимости от стиля катания, возможно, придется поменять подшипники и тормозные колодки. Убирать велосипед на зиму нужно чистым и смазанным. А после того, как весной достанете его из холодного хранения (например, с балкона), нужно проверить тросики. Если хранился в тепле и сухости, то можно сразу садиться и ехать.
Все движущиеся элементы должны быть тщательно очищены и смазаны
Мы едем? Едем… Едем!
– Этот велосипед не предназначен для езды зимой, – с порога огорошил меня Денис.
– Да ведь этот Author Kinetic 20000 рублей стоит! – возмущаюсь. Куда же простому обывателю дороже?!
– От 20000 начинаются уже приличные велики, которые нормально катают. Но не в цене дело, вступает в разговор Вячеслав Павлов, продавец-консультант. – Нужно ставить шипованную резину, утепляться, а то ездить будет холодно и опасно.
Подготовка велосипеда к зимнему катанию - дело не быстрое
Author Kinetic водружается на специальный стенд-держатель. Первая фаза – удаление грязи – проходит достаточно быстро. Денис свое дело знает хорошо. Пока Вячеслав проводит для «Вечёрки» экскурсию в царство материалов, жидкостей и смазок для чистки, велосипед проходит несколько стадий-процессов подготовки. Представляю вам их в формате советов-комментариев техника:
- Кисточкой с жесткой щетиной из звеньев удобно вычищать грязь.
- Для вилки лучше силиконовый спрей, он вытесняет влагу, чтобы пружины не заржавели.
- Универсальный очиститель тормозов хорошо удаляет масла, жир и грязь. Он испаряется и не оставляет следов.
- Удобный набор маленьких ключей. Мобильный, компактный. Чтобы с собой таскать.
- Силиконовый спрей. Рекомендую периодически проделывать такую процедуру. Чистить стойки и сальники, потом силиконочкой, потом можно еще раз почистить, вилка будет жить дольше.
- Если серьезно готовить к зиме, если в вилке разборный картридж или что-то там, то можно менять масло с меньшей вязкостью. Если была 10 или 7,5, то можно туда 5 залить.
- На морозе вилки дубеют, а если внутри смазка густая – дубеет быстро. Максимум полсантиметра, сантиметр хода остается, все остальное не работает. Что здесь может помочь? Можно туда добавить жидкой смазки, чуть-чуть совсем, но это уже поможет. То есть кроме силиконовой смазки нужно вилочное масло. Его много туда не надо.
- В принципе даже не важно, вилка масляная или просто пружина, желательно раз в год ее перебирать, закладывать новую смазку, либо менять масло, потому что туда у нас попадает и влага, и грязь, какие бы у нас супернавороченные сальники ни были.
- Колодки еще поживут, но перед началом следующего сезона их надо поменять. Надо обращать на них внимание. Если сотрется до металла, то может испортиться обод.
- При ежедневной езде ви-брейки (ободные тормоза) лучше менять раз в сезон. Некоторые умудряются по 5 лет их не менять, потом обод портят, колеса портят.
- Велосипед – это техника. Купили, надо ухаживать. То же самое, как и автомобиль, делать ТО, тогда он будет служить верой и правдой. В среднем такой велосипед рассчитан на 10-15 лет эксплуатации.
- Защита звездочки – абсолютно ненужный элемент. Ее лучше снять. Или липучку на правую штанину. Продаются специальные накладки на липучках широкие.
На колесе есть небольшая восьмерка – не смертельно. Но перед началом весны желательно сдать колеса в ремонт. Чтобы сделали протяжку спиц, и тогда может е смело опять сезон кататься. То есть не нужно покупать новые колесо, обод.
Спецсредства помогут в работе
Суть проблемы
Велосипед полезен для сердечной мышцы, никакой велотренажер не заменит это. И если вы решили вести здоровый двухколесный образ жизни круглый год, будьте ко всему готовы.
Проблема 1: Одежда
Одеваться можно в свою одежду и в свою обувь. Естественно, с учетом движущихся элементов велосипеда. Не стоит летать по городу на велосипеде в черном плаще или надевать шоу-шуз. На глаза нужны очки, чтобы морозный воздух не резал и глаза не слезились. Используйте желтые или прозрачные очки. Можно пользоваться хорошо вентилируемой горнолыжной маской и в плане тепла тоже. Кто-то для тепла покупает гелевые накладки на сиденье, но это не сильно помогает.
Не забывайте про необходимость иметь теплую зимнюю обувь, в которой комфортно кататься. Проще использовать свою обувь или найти зимние трекинговые ботинки, нежели искать велоботинки под контактные педали.
Обувь должна быть с хорошей подошвой, потому что если она так себе, то они могут ее очень быстро протереть. Обыватель может ездить в своей обуви с толстой подошвой.
Перчатки должны быть удобными
Проблема 2: Темнота
Профессионалы никогда не ездят с катафотами на спицах. Они вносят дисбаланс, быстрее набиваешь восьмерку при езде. Но зимой темнеет рано, и необходимо обозначать контур велосипеда. Лучше использовать светодиодные колпачки, у ниппеля, когда колесо крутишь, он моргает и описывает дугу. Ночью в темноте красиво и безопасно.
Передние и задние катафоты заметны тогда, когда зачастую бывает поздно. Лучше использовать светодиодный фонарь или моргалку. Фонарик, который указывает поворот – ерунда. Это, как правило, дешевые китайские варианты. Во всем мире принято показывать поворот рукой. Здесь мы возвращаемся к одежде. Если на вас яркие перчатки со светоотражающей полосой, то это в данном случае очень хорошо.
Свет и безопасность велосипедиста - понятия тождественные
Вместо катафотов бывают заглушки-фонарики. Там светодиодные фонарики, бывает по два, чтобы был обозначен контур транспортного средства. Если ездишь по автомобильным дорогам, очень важно себя обозначить и вести себя предсказуемо. Многие велосипедисты ошибочно едут на черном велосипеде, в черной одежде.
Проблема 3: Правильное падение
Падения при зимнем катании – обычное дело. И надо быть к нему готовым. Многие велосипедисты используют педали с туклипсами (ремешками, которые накидываются сверху на ногу) или контакты (нога просто встегивается в педаль). На зиму разумнее поменять свои предпочтения в пользу обычных педалей-платформ. Лучше всего держат платформы со сменными стальными шипами, нога сидит как влитая. Связано это с тем, что из контактов нужно успеть выстегнуться. А одним движением ноги это не получится. Общее время, на аварийную ситуацию удлиняется.
Защита прежде всего!
Проблема 4: Сцепление
Для езды зимой нужны специальные покрышки. Желательно конечно 4-рядки (4 ряда шипов). 2-рядки дешевые, но не очень хорошо держат. Если речь идет о первом снеге, как правило, еще температура около 0, зачастую наледь не успевает образовываться, поэтому в это время шипы не работают. Металлические шипы начинают работать, как правило, на льду. А для не плотного снега достаточно агрессивной резины, с резиновыми шипами. Цена зимней резины не маленькая – от 2500 до 4000 рублей. Дорогие, как правило, немецкие модели.
Покрышка лучше сохраняется, когда 80-90% накачки от рекомендуемого значения, а зимой их приходится приспускать, чтобы сцепление улучшилось. И, как правило, задняя покрышка накачивается чуть сильнее. Некоторые назад ставят более шипастую покрышку, вперед более износившуюся – это не совсем правильно.
Покрышки с железными шипами предназначены для зимы
Проблема 5: Торможение
Есть разница зимней езды на дисковых тормозах и ви-брейках. Когда обод колеса покрывается льдом, то ви-брейки сначала совсем не схватывают, а потом, когда лед растапливается, начинают работать как в мокрую погоду. Дисковые выигрывают, но и они могут быть разные. Если залитое в них минеральное масло некачественное, то они могут замерзнуть, не работать. Либо если старая тормозная жидкость, то также может возникнуть проблема с тормозами зимой.
Если вы будете выполнять эти несложные правила – для вас откроются все прелести зимнего катания на велосипеде!
Метки: Велодвижение Про Петербург Про петербуржцев Из первых рук Погода
Важно: Правила перепоста материалов