Газета выходит с октября 1917 года Thursday 4 июля 2024

Зимой — только «черный асфальт»!

В Москве учились убирать снег больше десяти лет

Путешествуя зимой из Петербурга в Москву, мы с сожалением отмечаем разницу. Снегопады прошли в обоих городах, а снега в столице на улицах и тротуарах меньше. Почему? Об этом мы решили спросить организатора и первого заведующего кафедрой агроинформатики на факультете почвоведения МГУ Дмитрия ХОМЯКОВА, принимавшего участие в разработке технологии зимней уборки московских улиц.

Петербургским коммунальщикам есть чему поучиться у московских коллег.

— Дмитрий Михайлович, можно ли зимой обойтись без противогололедных материалов?
— Нет. Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что без их использования это сделать невозможно.

— Почему?
— Без специальной обработки дороги в зависимости от погодных условий покрываются накатом или наледью. Человек пройдет по ним с трудом. Автомобиль, приспособленный к городским условиям (а таких у нас и у вас 99 процентов), даже «обутый» в шины с шипами, будет буксовать, а на скорости соскользнет с дороги на первом же повороте. Соответственно, есть два способа борьбы с гололедом: снимать его до дорожного покрытия, до мощения тротуара или делать его нескользким. Снимать можно механически. Буквально соскабливать, скалывать. Но это неэффективно — изнашиваются как дорожное покрытие и тротуар, так и сам инструмент. Эта технология устарела. От нее уже давно отказались.

Поэтому есть два варианта. Накат или наледь можно растапливать, подтапливать. Или посыпать твердыми фрикционными материалами — шлаком, щебнем, гравийной крошкой. Но последнее в условиях Москвы или Петербурга недопустимо. ГОСТы по содержанию автомобильных дорог допускают только состояние «черного асфальта». Поэтому только реагенты.

— А как же Финляндия? Там гравий на накате достаточно распространенное явление…
— Вы не забывайте, что население Страны Суоми не превышает и половины московского. А крупные города, включая Хельсинки, спокойно поместятся в один московский административный округ. Но сравнить можно. Поскольку по климату наши города похожи. Да, на большинстве территорий накат на дорогах посыпают фрикционными материалами. Но на главных автомобильных дорогах Финляндии с интенсивностью движения более 1500 автомобилей в сутки (или в среднем один автомобиль в минуту) предписано и нормативно закреплено круглогодичное обеспечение того же «черного асфальта».

— Но в Москве, насколько я знаю, гранитная крошка используется...
— Да, она предусмотрена в качестве дополнительного элемента к химическим противогололедным реагентам. Ее использование оправданно на сложных участках. Например, подъемы и спуски на МКАД. Но гранитная крошка остается на дороге, разрушается сама, разрушает дорожное полотно и, как абразив, воздействует на днища, кузова и стекла автомобилей, попадает в ливневую канализацию, забивает трубы, провоцируя подтопление отдельных участков.

Кстати, широкое использование песко-соляной смеси приводит к таким же результатам. Москва отказалась от песко-соляной смеси в 2000 году. Но вплоть до 2004 года мы наблюдали экологические последствия такой системы зимней уборки в виде просоленных газонов. Так что будущее — за противогололедными реагентами.

— А они что, на экологию не влияют?
— Здесь важна технология. Зарубежный опыт, начиная с середины 1990-х, показал, что оптимальным способом борьбы с зимней скользкостью является предупреждение ее возникновения. То есть обработка объектов дорожного хозяйства до снегопада. Суть проста — прослойка реагентов между асфальтом и снежным покровом не дает снегу заледенеть и прилипнуть к мостовой или тротуару, но одновременно не превращает его в жижу. Это дает возможность быстро убрать и вывезти этот снег вместе с основной массой реагента.

Но в Москве предусмотрено дифференцированное использование различных норм жидких и твердых реагентов и материалов в зависимости от метеорологических условий, а также комбинированное использование жидких и твердых материалов, с учетом приема «упреждающей обработки».

Уборка происходит в две очереди. Первая — обработка проезжей части и тротуаров противогололедными материалами (ПГМ); сгребание снега и подметание покрытия проезжей части; раздвижка снежных валов на перекрестках и примыканиях, на остановках общественного транспорта, на подъездах к административным зданиям, на выездах из дворов и иных участках, где необходимо обеспечить постоянный проезд (выезд) транспорта. Вторая: формирование снежного вала; погрузка и вывоз снежной массы; зачистка дорожных лотков после удаления снега; скалывание и удаление снежно-ледяных образований; уборка элементов обстановки пути; устранение мелких разрушений и деформаций дорожных покрытий и элементов обустройства.

Выполнение всех предусмотренных работ осуществляется в круглосуточном режиме.

Далее снег вывозят на снегоплавильные пункты и спускают в канализацию, которая перед сливом в водоемы или грунтовые воды очищает талую воду от реагента.

— Но, как я понимаю, для этого нужна целая инфраструктура. Современные производственные мощности расходных материалов, должная работа метеорологических служб, хранилища реагентов, снегоплавильни и достойный парк снегоуборочной техники…
— Мало того, все это будет бессмысленно без рассчитанных мест размещения всех этих объектов. Сеть метеостанций должна быть определенной частоты.

А в вашем городе с морским климатом это особенно актуально, поскольку погодные условия в нем могут отличаться не только в разных районах, но и на соседних улицах. Количество техники не обеспечит должный результат без сети автопарков, равномерно размещенных по территориям города. Здесь и экономия бензина, и независимость от пробок на дорогах. То же и с хранилищами для жидких реагентов и твердых противогололедных материалов, и со снегоплавильнями.

— В Москве эта система построена?
— На поэтапное осуществление ряда взаимосвязанных программ по совершенствованию системы жизнеобеспечения города ушло 10 лет. И только сейчас нами почти полностью создана экологически безопасная, не имеющая аналогов в стране система утилизации снега суммарной мощностью до 280 — 300 тысяч кубических метров в сутки.

После всех проб и ошибок департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города разработана «Технология зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства города Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции
2 — 5 мм». Она предусматривает вывоз и утилизацию до 80 процентов всего выпавшего снега с ОДХ. Хотелось бы больше. Но мы тоже ограничены в объемах.

— Что вы посоветуете Петербургу?
— Первое и самое главное — научный подход. Причем некоторая работа уже сделана. Я знаю, что есть формулы расчета размещения метеостанций. Москве на все это понадобились весьма значительные финансовые, материальные и интеллектуальные ресурсы. Поэтому рекомендую вашим чиновникам и бизнесменам не обосабливаться, пригасить коммерческие интересы и изучить нашу систему. Зачем вам наступать на грабли, по которым мы уже прошли?

 

Беседовал Михаил ТЕЛЕХОВ
Фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх