Газета выходит с октября 1917 года Thursday 28 марта 2024

Золотой фонд российского театра и кино оскудел

22 апреля на 77-м году жизни после продолжительной болезни скончался актер и режиссер Михаил Козаков

22 апреля на 77-м году жизни после продолжительной болезни скончался актер и режиссер Михаил Козаков



Известный актер проходил лечение в одной из израильских клиник, а в последнее время находился в хосписе. Ранее у него обнаружили рак легких. Серьезные неприятности стали преследовать Михаила Михайловича с начала прошлого года. Пошатнулось здоровье — глаукома, клиническая смерть, лечение в клинике неврозов.
Козаков уехал на гастроли в Израиль, где проживает уже 20 лет четвертая жена и мама двоих его младших детей Анна Ямпольская (она как продюсер и устроила его выступления), и остался там.
В начале февраля артист позвонил своим московским друзьям и рассказал, что тяжело болен неоперабельным раком легких…
Михаил Козаков родился 10 октября 1934 года в Ленинграде. Окончил школу-студию МХАТ и подался в кинематограф. Актерскую карьеру Козаков начал в 1956 году, снявшись в картине Михаила Ромма «Убийство на улице Данте». Играл роли в известных лентах — «Девять дней одного года», «Выстрел», «Человек-амфибия», «Здравствуйте, я ваша тетя!» и других.
В дальнейшем увлекся режиссурой. Среди его режиссерских работ картины «Покровские ворота», «Безымянная звезда», «Визит дамы». Козаков также работал в театрах, а в 1996 году создал собственный — «Русская антреприза Михаила Козакова».
В 1980 году Михаил Козаков был удостоен звания народного артиста РСФСР. В 2010-м получил орден Почета.
Михаил Козаков был талантлив и многогранен, как человек эпохи Возрождения. Даже для своего поколения, составившего золотой фонд российского кинематографа и театра, Козаков был личностью титанической. Прекрасный комедийный актер, вразрез со своей почти иконописно красивой и благородной внешностью, Козаков всегда стремился играть острохарактерные, смешные роли, часто на грани гротеска. Как кинорежиссер Михаил Козаков снимал душевные, очень человеческие, лирические фильмы, а в театре пробовал совсем иное: ставил современные пьесы и искал острую выразительную форму, без капли лиризма. Он был практически последним хранителем уходящего чтецкого искусства, в его чтецких работах мы узнали Козакова-интеллектуала. Но всегда и во всем Козаков оставался созвучным меняющемуся времени, что вообще-то редко удается художникам.
Олег Басилашвили, который первым сообщил о смерти актера на радио «Эхо Москвы», поделился с корреспондентом «ВП» воспоминаниями о своем давнем друге:
— Ушел из жизни мой товарищ и однокурсник, с которым мы вместе окончили школу-студию МХАТ. Он был образованнейший человек, настоящий эрудит, обладал энциклопедическими знаниями. Большое счастье, что Миша был наделен не только талантом актера, но и талантом режиссера, а это очень редко встречается. Он создал замечательные телевизионные фильмы, мы все их помним, так что даже перечислять не стоит. Но каждая картина Козакова на своем пути к зрителю встречала препятствия: их ругали, закрывали, клали на полку. И это, конечно, ускорило Мишин конец. Он был замечательный актер, вспомнить хотя бы тот факт, что сразу после окончания Школы-студии ему доверили роль Гамлета в спектакле Охлопкова. Вы представляете, что такое для молодого артиста сыграть Гамлета, да еще в спектакле такого выдающегося мастера?! Про Козакова многие говорили, что он «везунчик», но это не так. На самом деле он всего добивался своим умом и трудом. Я не знал ни одного среди своих коллег, кто так бы работал, как он, — на износ, страстно — и кто так бы выкладывался, как Миша. Для меня лично это большое горе — ушел человек, с которым я мог о многом поговорить.

 

 

Подготовила Виктория АМИНОВА Фото ИТАР-ТАСС
↑ Наверх