Газета выходит с октября 1917 года Saturday 27 апреля 2024

Зоя Виноградова: Судьба у меня — как у Золушки

Знаменитая артистка — о коллегах и учителях, о сериалах и мюзиклах

Разве можно представить отечественную оперетту без народной артистки России Зои Виноградовой и ее верного рыцаря (и на сцене, и в жизни) Виталия Копылова, тоже, естественно, народного! После исполнения роли Элизы Дулиттл в спектакле «Моя прекрасная леди» Зою Акимовну стали называть «первой леди Советского Союза»…

У нее удивительный голос, одна из давних поклонниц говорила: «Зоя, ваш голосок я ни с каким другим не спутаю! Вы — как колокольчик!»

Мы встретились совершенно случайно в, казалось бы, неожиданном месте — в Театре «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, на сборе труппы. Что там делала «легенда ленинградской (петербургской) оперетты» — об этом позже. Не начинать же интервью в «обход» родного для Зои Виноградовой Театра музыкальной комедии…

«Поешь как птица — так и пой!»

— Зоя Акимовна, весной исполнилось 65 лет, как вы пришли в Музкомедию…
— Страшно сказать! (Смеется.) Людей можно напугать одной этой цифрой… Вся жизнь в одном театре, с 18 лет.

— Мне трудно представить, насколько была популярна оперетта в самом начале вашего творческого пути, но в 60-е годы лишние билетики спрашивали уже на Невском…
— Когда я пришла, оперетта была в самом расцвете, а Театр Музыкальной комедии — гремел. Еще работали действительно легендарные, «блокадные», артисты — Николай Янет, Лидия Колесникова, Анатолий Королькевич, Нина Пельцер, Гликерия Васильевна Богданова-Чеснокова… господи, всех не назовешь! Меня, девочку из самодеятельности (я работала в конструкторском бюро на заводе «Знамя труда»), приняли тепло, помогали, следили за моим ростом. Как я им всем благодарна!

В театре меня сразу стали вводить в спектакли, а затем и в премьерах занимать, но шесть лет я была во вспомогательном составе и одновременно училась у педагогов студии при театре. Со мной занимались прекрасные артисты и режиссеры: Александр Анатольевич Масленников, Валентин Сергеевич Васильев, Александр Иосифович Талмазан. Это был потрясающий тенор! Когда Шаляпин давал концерты в Петербурге, он просил, чтобы с ним пел только Талмазан. Александр Иосифович говорил мне: «Ты, Зоинька, поешь, как птица, так и пой. Тебе не надо ставить голос». И давал такие упражнения, что голос мой сам летел. Я никогда не задумывалась, какую мне ноту брать. Судьба у меня — как у Золушки, это точно.

На нас не просто ставили спектакли, на нас писали роли! Драматургам Юлию Анненкову и Елене Гальпериной так понравился наш «Севастопольский вальс», что оперетту «Полярная звезда» они писали, имея в виду конкретных актеров. В оперетте «Крылатый почтальон» даже героиню мою звали Зоей. Ах, какие роли у меня дивные были, более ста.

А с какими режиссерами посчастливилось работать! Юрий Хмельницкий поставил «Поцелуй Чаниты». Потом был чудесный режиссер Владимир Егорович Воробьев и его «Свадьба Кречинского», «Дело». Андрей Тутышкин (режиссер кинокомедии «Свадьба в Малиновке». — Прим. авт.) поставил оперетту «Моя прекрасная леди». А сколько замечательных спектаклей сделал Александр Аркадьевич Белинский!

— А сколько лет ваш театр скитался по городу, пока ремонтировалось здание?
— Пятнадцать. Пятнадцать лет мы, как бы теперь сказали, бомжевали. Но выпускали спектакли, труппа не распалась.

Актеры в большинстве своем — фанаты

— Зоя Акимовна, вам не кажется, что мюзиклы затмевают классическую оперетту?
— Нет. Это же разные жанры.

— Да, но идешь по городу и постеры, постеры: еще недавно — «Бал вампиров», теперь — «Голливудская дива»!
— Я не знаю, какой получится «Дива», но «Бал вампиров» очень интересная постановка, во всех отношениях. Жанр мюзикла не нов для нашего театра. Мы все, и я в том числе, играли очень много в мюзиклах. «Целуй меня, Кэт!», «Моя прекрасная леди», «Свадьба Кречинского», «Дело», «Как делать карьеру» — это же всё мюзиклы.

— Сейчас часто можно слышать: мюзикл — американское явление, на российской почве он не приживется…
— Я так не думаю. Но и классическая оперетта не пропадет. Мюзиклы выгодны театру. И публика идет на них, хотя и билеты очень дорогие. Я знаю, что оперетту люди смотрели по несколько раз, но не знаю, ходят ли по несколько раз на мюзиклы. Хочется, чтобы «Голливудская дива» была успешной, для театра это очень важно. Важно еще и потому, что в спектакле занята наша молодежь.

— Много ли в театре молодых актеров? В оперетте не разбогатеешь…
— У нас много молодежи, и все замечательные ребята! С хорошими голосами, по-актерски подвижны, а как танцуют! В большинстве своем актеры — фанаты, для фанатов деньги не на первом месте. Театр ведь любишь так, что без него жить не можешь. Конечно, хотелось бы, чтобы театральным артистам платили больше. Но, могу вам сказать, я никогда за всю свою долгую театральную жизнь не попросила прибавить мне зарплату. Как-то так получалось: сыграю новую роль — смотрю: прибавили. Я радовалась, но, повторяю, никогда не просила.

— Виталий Иванович, помнится, говорил: «Мы с Зоинькой готовы за самые маленькие деньги играть…»
— «…самые большие роли». Виталий Иванович цитировал, это такая расхожая в актерской среде фраза… Витенька был человек с юмором… Когда его не стало (Виталий Копылов умер 29 ноября 2012 года. — Прим. авт.), я не знала, как жить дальше…

Зоя Акимовна прожила с мужем, Виталием Копыловым, 57 лет.

Нам никогда не было скучно

— Зоя Акимовна, вы мне однажды сказали, что, если бы была возможность прожить жизнь заново, вы бы хотели, чтобы в ней были Виталий Иванович и театр, единственные и любимые…
— Нам с Витюшей просто повезло. Люди приходят в театр оперетты отогреваться душой. Театр — это сказка, особенно такой, как наш. Оперетта — это праздник, это шампанское! Люди хотят праздника! Теперь, когда какую кнопку на телевизионном пульте ни нажми, на экране дерутся, стреляют, убивают, она, может быть, еще нужнее, чем когда-либо. Люди устали от всего этого! Они хотят света, радости. Не случайно же всю блокаду в Ленинграде проработал единственный театр, наш. Музкомедия помогала выживать. И я счастлива, что в нашей с Витюшей судьбе был, а в моей продолжает оставаться именно этот театр.

— Сколько вы были вместе?
— Мы вместе прожили 57 лет. Никогда не расставались — ни в театре, ни дома, ни на отдыхе. И, вы знаете, мы не надоедали друг другу. Нам коллеги, шутя, говорили: «Как скучно! О вас даже сплетен нет!» А нам никогда не было скучно! Если мы и ссорились, то из-за ерунды какой-нибудь. Я человек вспыльчивый, а он спокойный, уравновешенный… был: «Ну, что ты, Чижуня, ладно тебе, Чижуня…» Как театр мне помог, когда Витюши не стало! Таким теплом меня окружили.

Почему бы мне в троллейбусе не ездить?

— С чего вдруг вас Рудольф Фурманов позвал в спектакль «Баба Шанель»?
— Не знаю. Позвонил: «Зоечка, у меня есть пьеса на пять пожилых женщин. Вы не хотели бы поучаствовать?» Я подумала: а почему бы нет? А уж когда он назвал других исполнительниц — Танечку Пилецкую, Верочку Карпову, Ирочку Соколову, Леночку Санаеву, разве я могла не согласиться? Прелестные актрисы! И режиссер — симпатичный.

— Вы не так много снимались в кино — мешала занятость в театре. Сейчас снимаетесь в сериалах. Я ничего не имею против сериалов, но возможности смотреть их у меня нет, поэтому, уж извините, не видел вас ни в одной из ролей. Есть заслуживающие внимания?
— В сериале «Сонька — Золотая Ручка» Виктора Мережко Сонька убегает с каторги и попадает к жене декабриста, которая живет в лесу. Это я. Роль небольшая, но я ее очень люблю. Меня только по голосу и узнают. Даже Леня Неведомский сказал: «Ты меня так удивила!» В «Улицах разбитых фонарей», серия «Алиби», мы снялись с Виталием Ивановичем — сыграли пожилую пару. Это были его последние съемки. Понимаете, как мне дорога картина…

— Не появилось сожаления об упущенных возможностях?
— Конечно! Пробовали и утверждали на роли меня очень много. Но сейчас как? Приходит актер к худруку или директору театра: «Я снимаюсь тогда-то, замените, отмените, перенесите…» В общем либо выдвигает требования, либо ставит условия. А раньше все же было иначе. Съемки, концерты — только в свободное время. Помню, Хмельницкий возмущался: «Как это — съемки? Где ты будешь сниматься? Во-первых, я скоро сам буду снимать…» И он снял «Мистера Икс». Картина шла по всему Советскому Союзу. Сколько писем я получила! Но театр для меня всегда был в приоритете.

— Вас по-прежнему узнают на улице?
— Узнают… «Вы знаете, что вы на Зою Виноградову похожи?» — «Да, мне уже говорили». Или: «Зоя Акимовна, это вы?! Вы в троллейбусе ездите?! Надо же!» А почему я не могу в троллейбусе ездить?..

— Не знаю, прозвучат ли следующие слова как комплимент или это будет с моей стороны бестактность, уж простите, но, один ваш поклонник, зная, что я отправляюсь на встречу с вами, воскликнул: «Это потрясающе: в ее годы и такой звонкий голос!»
— Я не кокетничаю, но я, правда, своего возраста не чувствую. Самой иногда кажется: «Боже, это не обо мне говорят!..»

↑ Наверх