Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 24 апреля 2024

Зритель должен поверить

Художник Инесса Снежкина уверена: вовсе не главное, чтобы костюмчик сидел

Оказывается, для настоящего художника по костюмам в кино даже не столь важно — подходит платье по размеру или нет. На съемках фильма на первый план выходят совсем другие приоритеты. Какие? Об этом мы попросили рассказать Инессу Снежкину — одного из самых востребованных сегодня художников по костюмам в российском кинематографе. Нынче осенью в Шереметевском дворце прошла выставка ее работ. На фоне платьев королей и восточных красавиц мы и начали наш разговор о роли костюма в кино.

Королевские лохмотья

— Инесса, сразу после школы вы поступили в самый, пожалуй, престижный вуз Советского Союза — ВГИК. Как это удалось?
— Вообще-то все началось для меня с провала. Хотела стать мультипликатором и после художественного училища отправилась во ВГИК. Несмотря на мой «красный» диплом, с восторгом принятые комиссией работы и отлично сданные экзамены, меня не взяли. На курс принимали 5 — 6 человек, и предпочтение отдавали тем, у кого был стаж работы не менее шести лет.

И все же меня пожалели. Тогда во ВГИКе впервые открывали отделение художников по костюмам, и меня зачислили туда. Я расстроилась, проревела всю ночь. Но потом началась учеба, и я поняла, как мне повезло.

В то время во ВГИКе преподавали настоящие гранды кино — Сергей Бондарчук, Сергей Герасимов, Лев Кулиджанов, Владимир Басов. Но нравы были далеко не звездные. Однажды Бондарчук забыл пропуск. И его в институт не пустили. Народного артиста, оскароносного режиссера, не признал вахтер. И пришлось седовласому мэтру смиренно ждать, когда в деканате закажут пропуск…

Нас учили в кинозалах и на съемочных площадках. Показывали фильмы, которые в советский прокат часто не выходили. Одновременно рассказывали, как костюм создает образ. Но, поверите ли, на фоне всего запретного и такого загадочного западного кино наибольшее впечатление на меня произвел фильм «Сорок первый», где потрясающие Изольда Извицкая и Олег Стриженов снимались, по сути, в лохмотьях. Но какие это были лохмотья! Какими красивыми были в них герои! Вот и судите сами, что лучше — платье короля из дорогих шелков или рваные одежды?

— У грандов довелось поработать?
— В студенческие годы у Бондарчука я работала на «Красных колоколах». Вот это была настоящая школа. Она научила меня серьезному отношению к костюму. Работали в библиотеках, запасниках Эрмитажа, где можно было посмотреть и редкие эскизы, и старые платья, и ткани. Съемки не начинались, пока не завершался подготовительный период, пока не было сшито одеяние на всех, начиная от главных героев и заканчивая массовкой. А ведь в понятие костюма входит не только пиджак, брюки или платье. Но и целый комплект. Головной убор, перчатки, туфли, даже серьги и так далее и так далее.

Пальто от Труссарди

— Сейчас многое из старой школы, наверное, утеряно? Сложнее ли в наши дни снимать историческое кино?
— Я сказала бы, что сейчас гораздо легче. В те годы мы неделями, а то месяцами сидели в музеях, библиотеках, по крупицам собирая детали. Сегодня Интернет дает гораздо больше возможностей. Во-первых, с точки зрения поиска — за несколько минут можно скачать сколько угодно материалов по нужной эпохе. Во-вторых, многие музеи и собрания предоставляют в Сети фотографии своих коллекций, даже в 3D-изображении. Это, конечно, большое подспорье для художника.

И, безусловно, нужно учитывать, что художник по костюмам не просто копирует эпоху, он создает образ, подчас наполняя его своей творческой фантазией.

— А как же правда?
— Правда — в эмоциях зрителей. Зритель должен поверить. Если нет, тогда никакая достоверная старина не спасет фильм от провала.

Меня многому научил один случай на съемочной площадке. Снимали замечательную актрису Нину Ургант. Она играла королеву. Сшили ей роскошное платье. И вот ночная съемка в Сосновой Поляне. Прибегает ассистентка с криком: «Не лезет!» Что не лезет? Подхожу — платье на актрисе не застегивается. Молния сломалась … Ночь. Где взять другое платье? Тогда мы быстро схватили первую попавшуюся фрейлину, раздели ее, платье отдали Нине Ургант. А фрейлина, знаете, на спину платок накинула. Так и ходила с прорехой на спине.

Теперь постоянно вожу с собой чемоданами запас вещей. А тот ужас, что я испытала, до сих пор мне по ночам снится.

— Но разве нельзя было просто съемку перенести?
— Как было бы легко! К сожалению, сегодня, когда в кино денег постоянно не хватает, любая задержка сродни катастрофе, которая может фильм навсегда похоронить.

Часто обстоятельства складываются таким образом, что фильм рождается буквально в муках. Снимали прекрасный фильм «Рождественская мистерия». Все началось уже в первый день. Фильм на современную тематику, никакого ретро, никаких сложных костюмов. Главного героя — кукольника — играл Леша Кравченко. Он уже тогда был популярен по боевикам, играл брутальных накачанных мужиков. А тут по сценарию — тонкая душа, художник, романтик. Мы придумали ему сшить мягкое модное длиннополое пальто. Нашли мастера, который гнал подделки «под Труссарди». Объяснили: завтра съемки. Сто раз переспросили: понимаешь ответственность? Он заверил, что все осознает.

Утром заезжаем за нашим «Труссарди». А портной встречает нас в семейных трусах и тапочках — только проснулся. Смотрю на гладильную доску. А там наше пальто: петель нет, карманы не пришиты. Слава богу, хоть рукава сделаны. Я хватаю пальто, этого мастера — как есть в тапочках — и в автобус.

По дороге вместе с ним в четыре руки дошивали. Приехали на место, пока собирали массовку, пока репетировали, мы все шили. Даже водителя автобуса подключили петли обметывать. Успели.

С тех пор если съемка, к примеру, 5-го, я скажу — 1-го, на худой конец — 2-го. Но чтобы снова испытывать такой стресс — боже упаси!

Надо делать то, что идет к тебе

— На «Рождественской мистерии» произошло еще одно приключение. Приехали на Валдай снимать заключительные сцены. Нам нужна массовка. Решили собрать местных жителей. Председатель райсовета в ногах валялся, умолял — не давайте денег, пока не закончите, иначе не соберете на следующий день народ, уйдут в загул. Мы последовали его совету. Но на второй день на съемку никто не явился. Оказалось, народ пошел в сельпо, сказал, что снимается в кино. И им продали в долг. Массовку в итоге лепили из всей группы — костюмеры, ассистенты, водители…

Настоящими профессионалами я восхищаюсь. Особенно поразил однажды Олег Басилашвили. Летом, и довольно жарким, снимали зимнюю сцену. У Басилашвили — полный набор: цилиндр, перчатки, штаны, штиблеты, сюртук, шуба. Его одели, садится в ожидании съемки. Только цилиндр снял, положил его на стол, перчатки в руке. Сюртук, шуба на нем. Никакого лишнего движения. Лишь сказали «Съемка!», он, словно его подпитали энергией, вскакивает, готов идти в кадр.

Невольно сравниваешь с молодыми «звездочками». Чуть что — в крик: «Я потерял шляпу, где моя барсетка?!»

— Вы участвовали в съемках десятков фильмов — «Сонька Золотая Ручка», «Я возвращаю ваш портрет», многие другие. Что ждет впереди?
— Когда у тебя есть опыт в кино, начинаешь философски относиться к предложениям. Один известный режиссер только что предложил работать с ним. У него интересный сценарий. Только нужно немного подождать, говорит он… Но вот когда начнутся съемки? Иногда процесс ожидания, говорю по собственному опыту, длится годами. Поэтому я поняла, что надо в принципе делать то, что идет к тебе. Надо брать работу и делать.

↑ Наверх