Газета выходит с октября 1917 года Thursday 19 октября 2017

Зритель не увидит Берлиоза без головы?

Телеканал «Россия» вырезал «сцену насилия» из сериала «Мастер и Маргарита»

Телеканал «Россия» решил, что сцена гибели Михаила Берлиоза в сериале Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» может плохо отразиться на психике россий­ского зрителя, и попросту вырезал ее из фильма. История повторяется: в 1966 — 1967 годах, когда великое произведение Михаила Булгакова было опубликовано в журнале «Москва», такими же заботливыми цензорами в авторском тексте было сделано 159 купюр, около 12% его было изъято. 

И вот теперь роман снова, на этот раз уже в киноверсии, подвергнут перекройке. «Вечёрка» выяснила, что об этом думают создатели сериала «Мастер и Маргарита».


Владимир Бортко, режиссер:
— Это сотворили люди, с которыми мы вместе делали это кино, — телеканал «Россия». Конечно, не руководители, не первые лица канала, а чиновники рангом поменьше, для которых главное — создать видимость деятельности. Они объясняют свой поступок тем, что сцена гибели Берлиоза — это сцена насилия, а так как сериал показывают днем, мол, ее могут увидеть дети, которым нельзя на такое смотреть. Но ведь тогда детям нельзя читать и сказку «Колобок»! И «Красную Шапочку» нельзя, да и вообще какую сказку ни возьми — везде ну просто ужас какой-то! Но ведь ничего, дети читают сказки, всегда читали, и все у них хорошо! То есть этот аргумент — просто бред.

Но мало того, в договоре на создание этого фильма черным по белому написано, что канал не имеет права редактировать, каким-либо образом менять картину. То есть получается — они нарушили договор. Нужно было бы обратиться в суд, но тут у меня нравственная дилемма. Ведь я столько с ними сделал, с этим каналом. И «Мастер и Маргарита», и «Идиот», и «Тарас Бульба», и «Петр Первый. Завещание», и много, много еще. Это мои партнеры и, как я думал, даже друзья. И вот теперь я не знаю, как поступить — подавать на них в суд или нет. Я еще не принял решения....

«Вечёрке» нет дела до чиновничьих глупостей

Владимир Светозаров, художник-постановщик:
— Глупые люди были и будут во все времена и во всех странах. Печально, что, когда их становится больше, чем умных, они принимают и проталкивают свои глупые решения. Так произошло и с фильмом «Мастер и Маргарита». Вырезать из фильма одну из ключевых сцен — это полная глупость, и это недостойно умных и талантливых людей, которые руководят каналом «Россия». Сцену гибели Берлиоза вырезали потому, что это якобы сцена насилия. А с утра до ночи крутить новости, в которых показывают убитых людей, стрельбу, кровь, — это что такое тогда? Это не насилие?

Марина Николаева, художник-постановщик:
— В этой сцене на самом деле не было никакого насилия и натурализма. Она получилась очень удачной, в каком-то смысле это даже была метафора. Чтобы добиться этого, много талантливых людей проделали гигант­скую работу. И режиссер Владимир Бортко, и исполнитель роли Берлиоза Александр Адабашьян, и художники, и все, кто работал над картиной. Часть эпизода снимали в Москве, а часть — в Петербурге, на площади Тургенева. Ее преобразили так, чтобы она была максимально похожа на старые Патриаршие пруды. Специально искали точно такой трамвай, какие ходили тогда, одевали пассажиров, выпиливали, а затем восстанавливали решетку ограды, приглашали каскадеров. Каждая секунда эпизода, каждый сантиметр пространства был четко выстроен и выверен. Без этой сцены фильм очень много теряет, он перестает быть цельным произведением. И я надеюсь, что здравый смысл все-таки восторжествует.

…Премьера телесериала «Мастер и Маргарита» состоялась в 2005 году на телеканале «Россия». Режиссер Владимир Бортко, как говорил он сам, ставил своей задачей наиболее полно и точно передать в своей киноработе содержание романа Михаила Булгакова, по которому был снят фильм.

↑ Наверх