Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

Зрители увидят небо в алмазах

Во время реставрации в БДТ обнаружили уникальную старинную роспись

Главное здание БДТ закрылось на реконструкцию в 2010 году. С той поры сменилось руководство театра, а работы всё не могли закончить. Открытие БДТ после реставрации неоднократно откладывалось: с ноября 2013 на май 2014 года, с мая — на осень. В сентябре, наконец, БДТ распахнет двери перед публикой. Возможно, этот день даже придется на 26 сентября, когда театр будет праздновать 80-летие Олега Басилашвили, или на 28 сентября — день рождения Георгия Товстоногова.

Пока до открытия остается около месяца и ведутся завершающие работы. Корреспонденты «Вечёрки» побывали в театре.

Здание по адресу: набережная Фонтанки, 65, было построено архитектором Людвигом Фонтана в 1876 — 1877 годах по заказу графа Антона Апраксина. Это было одно из лучших театральных зданий Российской империи. В 1880 — 1890-е театр сдавался в аренду разным антрепренерам. С 1895 года здесь находился знаменитый Малый театр Петербурга, или Суворинский театр — по имени его организатора, известного критика и журналиста Алексея Суворина. На этой сцене играли Пелагея Стрепетова, Павел Орленев, Екатерина Рощина-Инсарова, здесь начинали свой путь Василий Качалов и Михаил Чехов. Сколько говорит об антрепренерском таланте Суворина только тот факт, что в этих стенах впервые за историю были сыграны пьесы «Власть тьмы» Льва Толстого и «Царь Федор Иоаннович» Алексея Константиновича Толстого! Причем с «Царем Федором» Суворину удалось на 2 дня обогнать создателей МХТ: 12 (24) октября 1898 года состоялась премьера в Петербурге, а 14 (26) октября — в Москве (и этим спектаклем открылся МХТ).

На архитектурный облик Суворинского театра и ориентировались реставраторы.

Главным руководителем реставрационных работ был Виктор Петришин, один из замдиректоров Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации. Он ответил на вопросы «ВП».

Виктор Петришин показывает найденные и сохраненные остатки дореволюционной росписи.

— Какую основную задачу вы ставили перед собой?
— Реставраторы стремились сохранить исторический облик театра. Чтобы современный зритель увидел интерьеры такими, какими они предстали перед зрителем 1902 года, когда театр открылся после сильного пожара. С той самой поры реставрация здания не проводилась, только ремонтные работы. Мы думали, как максимально сохранить вид здания начала XX века, но при этом приспособить его под современное пользование, с новейшими системами вентиляции, освещения.

— Использовались ли в ходе работ какие-то экспериментальные технологии?
— Нет, мы следовали классическим методикам. Ведь реставрация — не полигон, не поле для экспериментов. Это кропотливый труд. Стоит отметить, что была организована специальная реставрационная комиссия и работы проводились под ее наблюдением.

— Произошли ли в ходе работ какие-то открытия?
— Реставрируя зрительный зал, мы обнаружили дореволюционную живопись, которая была закрашена (а кое-где и сбита) в советское время. Сидя в зале, обратите внимание на центр падуги (падуга — поверхность над сценой, скрывающая от зрителя механизм верхней части сцены. — «ВП»). Раньше публика БДТ видела советский герб с 6 лентами, которые соответствовали количеству союзных республик. То есть герб был написан в ранний период советского государства. Оказалось, что под ним — живопись 1902 года — четыре амура с венком и гирляндами (Фото 3528 — вот эти амуры).

Хорошо, что изображение не сбили, а просто закрасили.

Когда вы будете смотреть спектакль, сидя в ложе бельэтажа, поднимите глаза на «потолок» ложи. Вы увидите орнамент. Мы полностью восстановили рисунок по тем остаткам, что удалось обнаружить. Раньше этот орнамент был закрашен охристой краской, как и стены.

Также восстановлен орнамент на потолочном своде в фойе, где находится касса театра.

— Стоя в зрительном зале, нельзя не обратить внимание на роскошный плафон, изображающий небо с амурами. До этого плафон был совсем другим.
— Это небо засияло после работ. На этом плафоне — можно найти полоску, которая на светлом фоне кажется совсем черной. Она выделяется из общей гаммы, легко цепляет глаз. Так вот: эта полоска — специально оставленный участок того неба, чтобы зритель БДТ вспомнил, какое тусклое, грязное было небо над его головой до реставрации. Мы именно что почистили живопись, не вторгаясь в авторский слой.

Падуга над сценой. Вот эти ангелы-амуры оказались под советским гербом.


***

Архитектурные открытия касаются не только убранства зрительного зала. Добравшись до фундамента здания, рабочие нашли отходы литейного производства. Оказывается, в XIX веке на месте театра находилась мастерская. Специалисты пока спорят, кузница это была или литейная, где, возможно, отливали колокола. Когда в 1870-е строили здание театра, не смогли убрать останки мастерской, в том числе наковальню. Говорят, кто-то из историков нашел объявление XIX века, сообщающее: кому удастся убрать сей неподъемный предмет — тот получит вознаграждение. Такого героя не нашлось, и стена театра прошлась по наковальне. Справиться с «сим предметом» удалось только в XXI веке, распилив его.

Вскрывая потолок в мужском гримерном цехе, обнаружили множество круглых отверстий, куда вставляли сосуды. Это делалось для улучшения акустики, ведь в этом помещении артисты распевались.

Это оставленные реставраторами для обозрения отверстия в потолке, где помещали сосуды для акустики (помещение — мужской гримерный цех).

Виктор Петришин показал оставленные на стенах театра зондажи (то есть раскрытия ровной формы), благодаря которым можно увидеть старые слои краски. На стене большой лестницы зондаж сделан таким образом, что, смотря на полоску слева направо, мы движемся вглубь истории: самая светлая охра — свидетельство о постсоветских временах, а красная охра — слой начала XX века.

Благодаря зондажу, оставленному при входе в театр — в «предбаннике», — можно увидеть краску, вероятно, даже более древнего периода — до пожара. Возможно, это даже времена до Суворина. Это тоже одно из открытий реставрации. Но по этим остаткам решили не восстанавливать окраску стен. Ведь тогда стены выглядели бы кричаще по отношению к зданию в целом. Еще лучше сохранившийся фрагмент старинной росписи показали сотрудникам «ВП» в кассе театра. К сожалению, рядовой зритель не сможет его увидеть.

Холл театра (перед большой лестницей), где сейчас кассы. На потолке — восстановленный орнамент.

Реставрация коснулась не только древней, но и новой истории. «Законсервирован» потолок легендарной уже «гримерки №9», весь расписанный автографами известных людей, бывавших в БДТ (среди них Шагал, Артур Миллер, Солженицын, маршал Жуков). Штукатурку сантиметр за сантиметром укрепляли специальным клеем. Проблема в том, что некоторые «великие мира» расписывались даже не красками, а тем, что было под рукой: чернилами, карандашами, а то и вовсе губной помадой.

— Идея укрепить штукатурку была еще у Анатолия Иксанова, бывшего директора БДТ, — сказал «ВП» Вениамин Каплан, замдиректора по работе со зрителем. — Но тогда насчитали такую сумму, которая оказалась БДТ не под силу. Теперь же — в процессе масштабной реконструкции — идею удалось реализовать. Но не думаю, что эта гримерная станет мемориальной. Ведь тогда в театре будет слишком много мемориальных помещений, включая кабинет Товстоногова и гримерную Лаврова.

Залы музея театра сейчас пусты. Но к открытию здания здесь будет совершенно новая экспозиция. Отбирая спектакли, которые будут представлять историю БДТ с 1919 года, специалисты совершили историческую «ревизию» — с новых, а не советских позиций. Известно, что в залах музея появятся уникальные экспонаты, ранее хранившиеся в закрытых фондах. Но об этом будет отдельный разговор.

↑ Наверх