Газета выходит с октября 1917 года Thursday 26 декабря 2024

Звезды балета вспыхнут в «аквариуме»

Академия танца Бориса Эйфмана показала свои владения на Петроградской стороне

Владения — в квартале, ограниченном Большим проспектом, улицами Большой Пушкарской, Лизы Чайкиной и Введенской. Еще недавно здесь, в бывшем клубе бумажной фабрики «Светоч», размещалась репетиционная база Театра балета Бориса Эйфмана. А до того клуб был кинематографом, построенным в довоенном 1913 году, под названием «Ассамблея А. Медведева». Ради нового учебного заведения власти современного Петербурга решили расстаться с памятником — в 2011 году старый кинематограф был снесен.

Далее не было никаких долгостроев и бесконечных переделок проектов — объект престижа городских властей возвели в короткий срок. Уже в декабре 2012 года было дано разрешение на его ввод в эксплуатацию и объявлено, что в сентябре 2013 года это учреждение среднего профессионального образования (техникум) начнет занятия.

Учеников мэтр обещает показать 2 сентября — в первый день учебного года. А вчера, 28 августа, Борис Эйфман, президент техникума «Академия танца», и Никита Явейн, руководитель петербургского архитектурного бюро «Студия 44», спроектировавшего здание для академии, продемонстрировали журналистам города, что же удалось выстроить на пятачке, зажатом между старыми домами Петроградской стороны.

Парадный вход в академию — с улицы Лизы Чайкиной, 2. Через экседру — полукруглую нишу — утраченного здания кинематографа. Ниша выстроена заново по петербургской моде последних лет оставлять от старины фрагменты, вписывая их в новые постройки. То же самое было проделано недавно с фрагментом Литовского рынка, встроенным в здание Мариинки-2 на Крюковом канале. Здесь к белой нише с надписью «Академия танца Бориса Эйфмана» примыкают три светлые плоскости, они перекрывают вид на современные конструкции — и в окружающей застройке современность просматривается лишь со стороны Большой Пушкарской, за деревянным особнячком XIX века.

Заходим внутрь через рогатую вертушку, привет от заводских проходных — ею и узким фойе впечатления казенного дома исчерпываются. Далее посетителя ждет световой шок: свет льется отовсюду — через атриум, через окна, выходящие во дворы. Оказывается, в плотной исторической застройке возможны не только дворы-колодцы и потемки. Внутри — обилие лестниц, переходов, плоскостей, как бы танцующих на разных отметках, и все это в воздушном прозрачном исполнении, вплоть до «кабинета самого Эйфмана», также открытого взорам. Идеология академии и концепция здания: единый организм — общая атмосфера — общая жизнь.

Воспитанники будут находиться как бы в аквариуме, подсказывает архитектор Никита Явейн. При этом со стороны, с улицы, их жизнь будет неприметна благодаря матовому освещению в репетиционных залах и других помещениях.

Балетных залов — четырнадцать, самый большой размером в традиционную сцену, 300 кв. метров. Есть также обычные для школы классы, спальни, поскольку треть воспитанников будут из других городов. Есть целый медицинский этаж. Плавательный бассейн, спортивный и тренажерный залы — их разместили в подземных этажах (здание уходит вниз на пять метров). Пространство освоено плотно: парадная лестница служит и актовым залом, и общественным пространством. Подразумевается, дети смогут свободно сидеть на ее широких ступенях, общаться между собой, заниматься своими делами... В общем, для них устроено нечто вроде города в городе.

Общий цвет «аквариума» — светлый фисташковый. По словам Никиты Явейна, выбор цвета был одной из сложнейших задач: при создании детского учреждения необходимо уйти от впечатления поликлиники.

Следующий этап строительства — реконструкция особняка Греффе-Доберта — памятника деревянного зодчества XIX века, расположенного на Большой Пушкарской. Он также входит в комплекс академии и в нем намерены разместить медиатеку и некие гостевые номера. Памятник обещают сохранить полностью. Затем между особняком и новым корпусом разобьют небольшой садик.

Первых обитателей «аквариума» будет 90 — столько мальчиков и девочек прошли через жесточайший отбор. Всего, сообщила директор академии Лали Афанасьева, было отсмотрено 5500 детей не только в Петербурге и Ленинградской области, но и в других регионах. Финансироваться работа академии будет из бюджета Петербурга.

↑ Наверх