«Звезды белых ночей» пройдут под знаком Чайковского и итальянской оперы
27 мая в Мариинском театре начался XXIII фестиваль, основанный маэстро Валерием Гергиевым
За 68 фестивальных дней только на трех основных сценах будет дано 175 спектаклей и концертов: 120 спектаклей (58 оперных и 62 балетных), 3 концертных исполнения опер и 52 концерта камерно-симфонической музыки. Таков сухой язык статистики.
Как рассказал Валерий Гергиев, в программе нынешнего фестиваля много событий, связанных со 175-летием Петра Ильича Чайковского:
— Мы открыли фестиваль на Новой сцене Мариинского театра премьерой «Пиковой дамы» в постановке Алексея Степанюка. В этом спектакле занято много молодых артистов. Ведь «Пиковая дама» — это визитная карточка Мариинского театра, так же как «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Иоланта» и «Евгений Онегин». Я советую следить за этим спектаклем по мере его развития — кто-то из молодых солистов раскроется сразу, а кто-то, я верю в это, будет стремительно прогрессировать.
Еще к юбилею Чайковского: замечательный певец Виталий Ковалев будет петь на фестивале партию Кочубея в «Мазепе» Чайковского — опере, которая как бы заслонена «Онегиным» и «Пиковой дамой» и совершенно незаслуженно недооценена. Так же, как и другая опера Петра Ильича — «Черевички» или «Кузнец Вакула». Должна звучать и опера «Опричник», которая не ставилась у нас, наверное, уже больше 40 лет, что не делает чести никому — ни тем, кто все эти десятилетия проходил мимо этого шедевра, ни тем, кто этого не замечал.
Еще одна премьера этого фестиваля — постановка «Травиаты» Верди британским режиссером Клаудией Шолти, это будет уже в июне.
Если говорить об изюминках, о произведениях, которые прозвучат впервые, то это, конечно же, прежде всего одноактная опера «Узник» мало известного у нас итальянского композитора Луиджи Даллапикколы (1904 — 1975), созданная в середине ХХ века по рассказу «Пытка надеждой» Вилье де Лиль-Адана с Евгением Никитиным в заглавной партии.
Маэстро ответил и на вопрос, заданный корреспондентом «ВП»:
— Валерий Абисалович, а сколько раз за время фестиваля мы сможем услышать вас в качестве дирижера?
— Я сам буду в течение этих двух месяцев дирижировать 45 — 50 раз здесь и на конкурсе Чайковского в Москве. Меня спрашивают часто, как я успеваю столько и не устаю ли. Я отвечаю: дирижирование меня вообще не утомляет. Меня утомляют пустые разговоры, лишние звонки, когда кто-нибудь звонит и спрашивает, как дела. Утомляет общение, не касающееся творческих задач, когда ты ощущаешь себя в роли допрашиваемого: «А каковы ваши планы? А что вы будете делать?»