Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

«А почему я должен дать вам миллион?»

Маленькие, неакадемические театры сегодня едва ли не самые интересные в Петербурге. Но им часто негде жить. И не на что.

Когда на театральных фестивалях в других городах меня спрашивают, что интересного сейчас происходит в петербургской театральной жизни, я перечисляю исключительно «маленькие» театры нашего города: Театр Поколений, «Наш театр» Льва Стукалова, «Экспериментальную сцену Анатолия Праудина», «НеБДТ» Льва Эренбурга…
В этих крохотных театрах люди занимаются творчеством не за деньги, а за совесть. Но перед каждым из этих театров стоит один и тот же неразрешимый «квартирный вопрос» — им негде жить. «Вечёрка» весь минувший год отслеживала судьбу «Нашего театра», который выселили из Театра Эстрады. Разговаривали мы на страницах газеты и со Львом Эренбургом. Не так давно Данила Корогодский поведал нам о скитаниях Театра Поколений, после того как его выгнали из Петропавловки. А ведь для каких-то театров строятся новые здания, вторые и третьи сцены. И когда власть имущие раздают блага, то учитывают они отнюдь не художественный уровень спектаклей и творческий потенциал театров, а какие-то иные заслуги. Периодически приходят радостные вести: вот такому-то театру дали помещение и такому-то дали. Все об этом пишут, говорят, а потом — умолкают. И по факту все вышеперечисленные театры и даже те, кому что-то там давали, остаются бездомными или приживалами. Но у каждого из руководителей маленьких театров свое отношение к этой ситуации, и каждый по-своему ищет выход или не ищет его.
Милена Авимская, молодой и энергичный директор театрального центра «МИГ», рассказала нам о своей позиции:




— Мне интересна творческая молодежь, потому что это — смелые и прогрессивные люди. И я решила создать такую организацию, которая помогала бы им встать на ноги и проявить себя. Вместе с главным режиссером Театра им. Ленсовета Гарольдом Стрелковым и молодым режиссером и драматургом Митей Егоровым мы стали проводить в Петербурге режиссерскую лабораторию «On. театр». Она прошла уже дважды, и в первый раз было показано 19 спектаклей, а во второй 35. Теперь у нас в репертуаре есть семь прошлогодних спектаклей и семь победителей этого года. А еще мы хотим играть пять прекрасных спектаклей, поставленных нашими режиссерами в рамках Товстоноговской лаборатории. Если бы я стала хвалить наши спектакли, это было бы субъективным мнением, но есть объективный результат. За этот год мы побывали на восьми театральных фестивалях — в Екатеринбурге, Перми, Могилеве, Ереване, Москве и так далее. Ни один театр не в силах за год посетить столько фестивалей, а нам это удалось, и, судя по тому, как нас принимали, я могу смело заявить, что ребята делают хорошие спектакли. Вы представьте, что человек делает второй или третий спектакль в своей жизни, а его показывают на фестивале рядом с большими режиссерами. После наших лабораторий уже нельзя сказать, что в городе нет молодой режиссуры, она есть, их уже знают. Вот Андрей Корионов выпустил спектакль «Дракон» на большой сцене в Театре им. Ленсовета, а ведь его туда пригласили после лаборатории, в ноябре там же поставит спектакль по пьесе Лены Исаевой «Я боюсь любви» Маша Романова. В Театр марионеток им. Деммени пригласили на постановку Валю Люненко и в «Мимигранты» позвали троих наших ребят. Вот это — результат, и для меня это счастье, ради которого стоит работать.
— А где же вы показываете свои спектакли?
— Этот же вопрос мне задал режиссер Виктор Крамер, но мне нечего ему ответить. Мы до сих пор не открыли сезон, потому что играть нам негде.
— А как же информация из комитета по культуре, о том, что ваш театральный центр «МИГ», так же, как «Мастерская» Григория Козлова и «Наш театр» Льва Стукалова, в этом сезоне поселится на Народной, 1, в бывшем помещении «Буффа»?
— Оказалось, что в этом помещении нет ни звука, ни театрального света — все оборудование вывез на свою новую площадку Театр «Буфф», и на Народной сейчас только голая сцена. Если бы мы взяли оборудование в аренду, то за один вечер заплатили бы 20 000 и еще 10 000 сотрудникам, обслуживающим здание. Таким образом, площадка, которую отдали молодежи, будет стоить 30 000. У меня никогда не будет таких денег, чтобы отдать их за спектакль, поэтому на Народной мы играть не станем. Я думаю, что молодежная площадка не может быть дорогой. Если с нас не будут брать больших денег за аренду помещения, то мы сможем даже что-то зарабатывать. Есть театры, которые идут нам навстречу, — в первую очередь это Театр им. Ленсовета. Но вот когда я позвонила в Молодежный театр, у которого теперь две сцены, то Семен Спивак сказал мне, что не может пустить нас к себе, ему не нужны в театре чужие. Я ответила: «Какие же они чужие? Это же ваши ученики, выпускники нашей петербургской Театральной академии». А сейчас я договорилась со Светланой Лаврецовой, и в декабре мы сможем сыграть несколько спектаклей на сцене ТЮЗа. Но у нас целый репертуар, который надо прокатывать, чтобы спектакли не умерли.

 


— Помню, весной, перед началом лаборатории, вы рассказывали, что договорились о площадке с «Галереей», которую сейчас достраивают на Лиговском у Московского вокзала…
— Да, у нас был договор, и я уже даже на свои деньги купила проект сценической площадки, но вдруг руководство этого торгового комплекса расторгло договор, они посчитали, что гораздо выгоднее будет держать там спортивный бар. Когда все это произошло, сначала с «Галереей», а потом с бывшей «буффовской» сценой, мне захотелось уехать из города и все это бросить! Но у меня уже есть личные обязательства перед молодыми режиссерами, я обещала и должна найти им площадку. Эти неудачи дали мне силы начать все заново, и я нашла свой первый миллион. Недавно я пришла к бизнесмену, и он спросил, почему он должен дать мне деньги. Я ответила: потому что это большое дело, это дело будущего, ведь вы же заботитесь о ваших детях, а это тоже дети, только не ваши, и им нужны не одежда и питание, а творческий рост. И он захотел помочь молодежи, дал нам миллион и готов помогать в дальнейшем. А я убедилась, что мы сможем найти нужную сумму для ремонта того помещения, которое, надеюсь, у нас все-таки появится. Мои ребята готовы все делать сами, они бегают по городу и смотрят помещения. Главное произошло — они поверили в свои силы, поняли, что кому-то нужны, и сейчас нельзя обмануть их.
— Милена, в идеале каким вы видите ваш театр?
— Я хочу, чтобы это была свободная молодежная площадка, на которой каждый желающий сможет попробовать свои силы. То, что сейчас устраивают фестивали для молодых, учреждают премии, — прекрасно. Но дать премию — это значит родить ребенка, а ведь его потом надо вырастить, прокормить! Так же и спектакли — нужно прокатывать, играть на зрителя. Да, мы пока еще не такой уж раскрученный бренд, но кто-то раскручивает бренды, а кто-то делает дело.

Беседовала Виктория АМИНОВА, фото Юлии КУЛЬКИНОЙ

↑ Наверх