Газета выходит с октября 1917 года Monday 8 июля 2024

Абрамов, Гаврилин и Рубцов поселились на Парнасе

продолжаем рассказ о том, почему так названы некоторые улицы и площади нашего города

Нынешней осенью три новые улицы в Выборгском районе у Парнаса получили названия в честь выдающихся русских советских творцов — поэта Рубцова, композитора Гаврилина и писателя Абрамова. Все они — уроженцы русского Cевера, жизнь и творчество их связаны с Ленинградом — Петербургом, и потому присвоение их имен проездам в северной части нашего города, в райыоне, носящем поэтическое имя Парнас, вполне уместно


Улица Валерия Гаврилина
Детдомовец Валерий Гаврилин, отец которого погиб на фронте в 1942-м, а мать была репрессирована в 1950-м, приехал в Ленинград из Вологодского музыкального училища благодаря доценту Ленинградской консерватории И. М. Белоземцеву. Работая в  экзаменационной комиссии, профессор рекомендовал мальчика к поступлению в Ленинградскую специальную школу-десятилетку при Консерватории.
Так судьба свела будущего композитора с городом, в котором он жил и творил до своей смерти в 1999 году.
В музыкальном стиле Валерия Гаврилина специалисты видят яркий пример неоромантических тенденций в русской музыке, которые заключаются в тяготении к песенному жанру и утонченной разработке простых песенных форм. Из песен Гаврилин складывал камерные вокальные циклы, создавал вокально-симфонические поэмы. Потрясающа найденная композитором форма музыкально-поэтического театра — песенное «действо». В действах имеется условный сюжет, который сводится к одной драматической ситуации. Сами действа разнообразны как по содержанию, так и по жанровой природе. «Свадьба», «Пастух и пастушка» близки к психологической драме, а «Скоморохи» — это образец социальной сатиры.
«В музыке, — писал Гаврилин, — как и в жизни... нужны хорошие рассказчики, пересказчики. Без мировых открытий. Просто открытия мира. Для себя и хорошего человека рядом с тобой».
Он и был таким и рассказчиком, и пересказчиком. А творческое кредо композитора определяется его же словами: «Говоря просто о дряни, делаешь ее еще гаже, о красоте — еще краше». Он считал, что творчество — «одно из самых необходимых условий жизни современного человека», поскольку без творческих моментов «организм расстраивается».
Не случайно творчество Валерия Гаврилина всегда находило отклик в сердцах слушателей, неоднократно отмечалось государственными наградами. В 1967 году ему была присуждена Государственная премия РСФСР им. Глинки, а в 1985-м присвоены звание народного артиста РСФСР и Государственная премия СССР за хоровую симфонию-действо «Перезвоны».
Его музыка — образец высочайшей духовности. И как завет воспринимаются его слова, связанные с развалом государства
в 1991 году: «Уничтожена не просто социальная система — уничтожен санитарный форпост (легкие), где мировой дух очищался от грязи... Мы не пойдем на гражданскую войну, но к войне за нашу веру, за божий порядок должны быть готовы».
Улица Валерия Гаврилина проходит от улицы Шишкина до Заречной улицы.


Улица Николая Рубцова
Николай Рубцов, как и композитор Гаврилин, был детдомовцем. Только у него, в отличие от Валерия Александровича, в 1942-м умерла мать, а отец ушел в другую семью.
Жизнь изрядно помотала Рубцова. Он работал кочегаром на траловом флоте, разнорабочим на опытном военном полигоне в Ленинграде.
После службы в армии поработал он и на Кировском заводе, о чем напоминает установленная на административном здании предприятия мемориальная доска. Здесь он был попеременно слесарем, кочегаром и шихтовщиком, постоянно в душе оставаясь поэтом. Работая на Кировском заводе, Рубцов начал заниматься в литературном объединении
«Нарвская застава», где познакомился с молодыми ленинградскими поэтами, среди которых особую дружбу завязал с Глебом Горбовским и Эдуардом Шнейдерманом (это мимо их окон скачет он на лошади в стихотворении «Мне б коня да удаль азиата»). В городе на Неве вышел и первый машинописный сборник его стихов «Волны и скалы», а с середины 1960-х его поэтические книжки стали выходить в Москве, Архангельске и других городах России.
Жизнь Рубцова трагически оборвалась в Вологде во время ссоры
с любимой женщиной 19 января 1971 года. Свою смерть он предсказал в стихотворении «Я умру в крещенские морозы...». Собственно, как и бессмертие:
Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны,
Неведомый сын удивительных вольных племен.
Имя Рубцова носит библиотека в родной Тотьме на Вологодчине, на берегу реки Сухоны разбит парк его имени и установлен памятник поэту работы Вячеслава Клыкова. Улица его имени есть в Вологде.
Несколько лет назад библиотека в Невском районе стала также носить имя Николая Рубцова, а отныне и новая улица, проходящая между улицей Валерия Гаврилина и проспектом Энгельса, названа именем русского советского поэта.

Улица Федора Абрамова
Улица, получившая имя писателя Федора Абрамова, вошедшего в отечественную литературу как яркий представитель «деревенской прозы», проходит между 3-м Верхним переулком и улицей Шишкина.
Федор Александрович Абрамов родился в селе Веркола Пинежского уезда Архангельской губернии в семье крестьянина-старовера. Духовность, завещанная предками, стала основой всего творчества писателя, многие годы прожившего в Ленинграде на Васильевском острове, на углу 2-й линии и Малого проспекта.
Рассказы и очерки о колхозной жизни, о трудностях деревенского бытия вошли в золотой фонд советской литературы, как и выдающийся эпический цикл «Пряслины», который составили написанные в течение полутора десятилетий романы «Братья и сестры», «Две зимы и три лета» и «Пути и перепутья». Эта трилогия в 1975 году была удостоена Государственной премии СССР. Продолжением цикла стал роман «Дом», написанный в 1978 году и вскоре поставленный Львом Додиным в Малом драматическом театре. Этот спектакль стал своеобразной визитной карточкой нынешнего МДТ — Театра Европы. 
В Московском театре на Таганке в 1980-е с успехом шел спектакль «Деревянные кони» по рассказам Федора Абрамова.
Несмотря на признание заслуг писателя со стороны властей, многие его вещи проходили с большим трудом, цензоры упрекали Абрамова в сгущении темных красок, вырезали важные куски из его произведений. Писатель же боролся за каждую строчку неприукрашенной правды о жизни русской деревни в ХХ веке.
В последние годы жизни (Федор Абрамов умер 14 мая 1983 года) писатель занимался восстановлением Артемиево-Веркольского монастыря, расположенного на правом берегу реки Пинеги. В Верколе, по его завещанию, Абрамов и был похоронен.
Присвоение новой улице в Петербурге его имени совпало с 90-летием писателя.

Алексей ЕРОФЕЕВ

↑ Наверх