Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 июля 2024

Актуальное искусство хочет принадлежать народу

Только народ пока не спешит ему навстречу

«У нас разве есть современное искусство?» — удивился один из петербургских чиновников, никогда не бывавший в художественных галереях. И вот, кажется, такому «невежеству» пришел конец. В Петербурге образовалась Ассоциация галерей актуального искусства.
Акция под названием «Opening Day» (день открытия) прошла в минувшие выходные одновременно во всех 9 галереях, собравшихся в ассоциацию. Корреспондент «Вечернего Петербурга» Анна Андреева решила сама посмотреть, что же входит в понятие «современное искусство».
Акция напоминала «Ночь музеев», когда каждый стремился побывать в максимально возможном количестве мест. Правда, посетителей было много меньше — все-таки актуальное искусство пока не пользуется народной любовью.
Кстати, к «Opening Day» успели издать карту галерей, так что путешествие по стремительно погружающемуся в сумерки заснеженному центру Петербурга напоминало игру-квест, правда, без призов. Зато с неожиданностями. Как-то вылетело из головы, что одна из выставок «Художники группы Стерлигова» открывается в Нью-Йорке — в американском отделении «Frants Gallery Spase». На карте же Петербурга галерея была обозначена — ее офис на улице Рубинштейна, выставки там, соответственно, не было. А вот телефон был дан американский. В питерских сумерках не сразу поймешь. Но зато корреспондент без труда нашел «Dmitriy Semenov Gallery», что на Лиговском проспекте, и посмотрел «Корпоративный сон» Виты Буйвид. Своеобразный «репортаж» с корпоративной вечеринки на природе был представлен чуть ли не как «масштабный проект-реконструкция произведения академиста Александра Иванова «Явление Мессии». На поверку — обыденные, хотя порой и забавные зарисовки с пикника, заставляющие задуматься не только об актуальном искусстве, но и о чистоте нравов офисного планктона.
«Ширмы» Юрия Александрова в «Anna Nova Art Gallery» на улице Жуковского выглядели провокационно. Например, «Архитектурный проект», где на ситце изображен гробик, возвышающийся над землей, наводит на ассоциации с современной архитектурой.
«Marina Gisich Gallery» на набережной Фонтанки представила публике живопись и скульптуру Виталия Пушницкого. Здесь уже ирония сквозила по отношению к самому себе, что как минимум не вызывает отторжения, ну а умение посмеяться над собой так и вовсе стоит приветствовать.
В «AL Gallery» на Большой Морской представлены работы Андрея Рудьева «Сектор десятого». Здесь на круглых холстах, имитирующих, видимо, циферблат, подведены итоги года работы художника.
Юрий Штапаков представил «Синдром принцессы» в «ART re.FLEX Gallery» на улице Бакунина. Это мужские размышления о стереотипах восприятия женщины в современном мире. И рассматривать и размышлять над «Синдромом принцессы» как минимум не скучно.

Марина Колдобская, директор Санкт-Петербургского филиала Государственного центра современного искусства:

— У нас довольно плохо с современным искусством и совсем нехорошо с рынком современного искусства. И так будет до тех пор, пока в городе не будет другого отношения к современному искусству — оно должно войти в каждый дом.

Наталья Панкова, директор «AL Gallery»:

— Ассоциация галерей актуального искусства должна способствовать привлечению в элитарную сферу более широких слоев населения. Наш город до сих пор сохранил эдакий имперский налет и, в отличие от Москвы, не столь открыт инновациям, что вынуждает постоянно пробивать стены укоренившихся традиций.

↑ Наверх