Газета выходит с октября 1917 года Saturday 21 декабря 2024

Алексей Козырев: «Мы где-то в серединке»

Петербургский омбудсмен не считает, что наш город — лидер по нарушению прав человека. Из Северо-Западного федерального округа омбудсмен получил 12,9% от общего объема поступивших со всех концов России жалоб.

На днях в «Российской газете» был опубликован ежегодный доклад уполномоченного по правам человека РФ Владимира Лукина. В нем, в частности, говорится, что из Северо-Западного федерального округа омбудсмен получил 12,9% от общего объема поступивших со всех концов России жалоб. Так, если на 100 тысяч россиян приходилось в среднем 22,2 жалобы, то в СЗФО этот показатель составлял 30,2. Это дало основание некоторым СМИ объявить Петербург одним из лидеров по числу нарушений прав человека.

Петербургский омбудсмен Алексей Козырев не согласен с тем, что в сфере нарушений прав человека Петербург лидирует.

— По отношению к числу проживающих мы где-то в серединке, — сообщил «Вечернему Петербургу» Алексей Сергеевич. — Я тоже подготовил свой доклад, хотя еще год не отработал, поэтому его не публикую (Алексей Козырев избран уполномоченным в декабре 2009 года. — Л. К.), но он находится сейчас на рассмотрении в ЗакСе.

— Владимир Лукин говорил о массовых нарушениях прав человека в России, а есть ли в Петербурге вопиющие случаи? — поинтересовалась «Вечёрка».

— Думаю, есть, но из-за правовой безграмотности зачастую жители не знают, к кому обращаться. Хотя что считать вопиющим? Если в СИЗО незаконно помещают или дают не тот срок — для города это, возможно, и не очень вопиющий факт, зато для человека...

Всего же в этом году с жалобами к омбудсмену Петербурга обратились около 600 граждан, еще больше позвонили по телефону (зафиксировано 2800 телефонных звонков) — иногда звонят просто ради консультации и, получив ответ на свой вопрос, кладут трубку. По словам Алексея Козырева, первое место занимают жалобы по обеспечению жильем (60%), на втором — работа правоохранительных органов и прокуратуры, на третьем — пенсионное и социальное обеспечение, на четвертом — вопросы миграции, когда люди жалуются на то, что не успели получить регистрацию на себя и детей.

— Иногда люди обращаются к нам с мыслью: «Я не прав, но вдруг Козырев поможет или же сделает что-нибудь в порядке исключения». Таких обращений, к сожалению, много — около 70%, — рассказал омбудсмен, — но реально мы помогаем 12%. Я знаком с опытом работы шведского и финского омбудсменов — у них примерно такая же статистика, потому что 70 — 80% обращений — не по адресу.

Кстати, недавно в Петербург приезжали финские омбудсмены — их больше всего волновали вопросы миграции, получения прав на гражданство. Они поделились опытом в этой сфере с петербургским коллегой, потому что были озабочены тем, что если у нас с мигрантами будет перебор, то они переберутся к ним.

— Считаю, что ситуация с правами человека в Петербурге не очень напряженная, — говорит Алексей Козырев. — Ведь к нам ни разу за время моей работы не обратились петербуржцы с фундаментальными жалобами на нарушение конвенции о правах человека — права на жизнь, на свободу... Но нельзя и сказать, что ситуация в городе спокойная: всегда были и будут нарушения прав граждан, только надо вовремя на это реагировать и не оставлять безнаказанными тех, кто их нарушает.

↑ Наверх