Газета выходит с октября 1917 года Monday 29 июля 2024

Алексей Кудрин: Пенсионный возраст надо повышать постепенно

В гостях у Балтийского пресс-клуба побывал вице-премьер и министр финансов России

Балтийский пресс-клуб был создан всего полгода назад, но на новой площадке уже побывали многие известные политики, государственные деятели — председатель КСП Сергей Степашин, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, руководитель ГИБДД МВД России Виктор Кирьянов, управляющий делами президента Владимир Кожин. В минувшую субботу с журналистским сообществом пообщался главный финансист страны.


Повышать пенсии, не повышая налоги, невозможно
— Алексей Леонидович! Сейчас вовсю обсуждается ситуация вокруг Джулиана Ассанжа, создателя сайта Wikileaks, который взорвал информационное пространство. А если бы на этом сайте появилась база данных Минфина, как бы вы на это среагировали? Вам есть что скрывать от общественности?
— Нам нечего скрывать. Мы действуем в рамках существующих правил публикации данных, Министерство финансов их строго исполняет. Мы много публикуем документов и не считаем зазорным публиковать даже спорные — начиная от системы оплаты труда судей до закона о полиции. Потому что базируемся на профессиональной экспертизе. Вы можете услышать в моих выступлениях то, чего нет в документах и, возможно, расходится с позицией других членов правительства. Если я считаю, что должен переубедить правительство, то не стесняюсь говорить об этом.
— Алексей Леонидович, повышение ставки единого социального налога — тема актуальная для малого и среднего бизнеса. Вы наверняка подсчитывали плюсы и минусы…
— Плюсы вижу. Так, если человек, вышедший на пенсию, в среднем получал 6 тысяч рублей, то теперь будет получать 8,5, а это — 37% от средней зарплаты в стране. Но где собирать эти средства, чтобы платить хотя бы 8,5? У меня было предложение, но победила точка зрения Минздрава: пенсионная система должна пополняться из источника, связанного с оплатой труда. Думаю, выбран не самый лучший вариант, но он объективный и имеет свои плюсы. Любое повышение страховых взносов в целом снижает эффективность экономики. Нам сигнализируют, что кто-то уйдет в тень. Такой эффект может произойти, кто-то вынужден будет поменять свой бизнес… Но не повышать пенсии, не поднимая налоги, мы не можем.
— Есть расхожее мнение, что как только государство начинает бороться с коррупцией, то увеличиваются расходы бизнеса…
— На меры по борьбе с коррупцией надо увеличивать расходы. Наверное, мы тратили недостаточно. Если мы хотим, чтобы не брали взятки в правоохранительных органах или органах судебной системы, то мы должны их защитить, потому что их работа связана с опасностью. И на это тоже надо тратить деньги. Я могу назвать антикоррупционную меру в нашей стране, которую будут вводить и Минфин и Минздрав вместе. С 1 января 2011 года на общефедеральном сайте будут вывешены данные обо всех тендерах и закупках, которые осуществляются не только всеми субъектами Федерации, а даже муниципалитетами… И кстати, на этот сайт тоже приходится тратить деньги.

Нужен ли прогрессивный налог
— Почему не введен прогрессивный налог для богатых? Во многих странах он есть…
— Сложнейший вопрос, на который нет ответа даже в экономической теории. Он по-разному решается на практике — в пользу фискальной добавки, которую государство пытается получить. Является ли прогрессивный налог справедливым? Он несправедлив. Если у вас годовой доход 100 тысяч рублей, то вы отдаете 13 тысяч, а при доходах в 1 миллион вы платите 130 тысяч в общую казну. И получается, что богатый и так платит больше. Единая ставка — 13% — обеспечивает изъятие у богатых значительных средств. И когда говорят, что нужно платить не 13, а, скажем, 20%, чтобы человек платил не 130 тысяч, а 170... А почему он со своего миллиона должен платить 170 тысяч ? Что в этом случае эффективнее для экономики? В ряде стран есть прогрессивная и регрессивная шкала налогообложения. Это позволяет человеку накапливать средства, что способствует частным инвестициям и экономическому росту страны. Конечно, есть страны законопослушные, а наше государство не может похвастаться высокими стандартами финансовой культуры. При повышении ставки у нас просто могут уйти от налогов. Можно сказать, мы порождаем момент коррупции. Поэтому я сторонник плоской шкалы.

Чемпионат проведем достойно
— Мы получили право на проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году. Какие средства должна вложить Россия, чтобы достойно его провести? Не ляжет ли это бременем на плечи налогоплательщиков?
— Мы анализировали ситуацию, когда готовились к той заявке. В оргкомитете лежат все документы, подписанные мною, — о гарантиях РФ в том, что мы обеспечим финансирование, обеспечим подготовку всех стадионов… В целом мы можем уложиться в 300 млрд. руб. Меньше половины уйдет на строительство стадионов, остальные — на подготовку инфраструктуры, связанной со стадионами и приемом гостей. Может получиться и меньше, если бизнес почувствует свой интерес и вложится, например, в строительство стадионов, а государство больше вложится в дороги, в некоторые объекты туризма. И это в три раза меньше затрат, чем на Олимпийские игры.

Экономисты должны быть грамотнее
— Что вы скажете о новых стандартах подготовки специалистов в области финансов и экономики?
— Новые стандарты по подготовке специалистов в области экономики и финансов надо рассматривать в рамках бакалавриата и магистратуры. Позиция министерства состоит в том, что бакалавры должны быть все экономистами, а финансистами они должны стать на следующей ступени специализации. Но тут позиции университетов разделились — идет спор. Я за то, чтобы был бакалавриат не только экономический, но и финансовый. И как минимум должна быть очень развитой магистратура… Могу сказать, что потребность в специалистах в области экономики и финансов очень большая. Однако их качество — низкое. Может, выданных дипломов должно быть меньше, а уровень тех, кому они выданы, должен быть существенно выше… Я имею опыт преподавания в Высшей школе экономики и хотел бы, чтобы уровень экономистов, которые оканчивают бакалавриат, был выше. Но над этим надо работать.

Где искать деньги
— Алексей Леонидович, вы не раз говорили, что надо увеличивать пенсионный возраст. Ваш прогноз — когда это лучше всего сделать?
— Это злободневный вопрос. Я уже называл параметры. Считаю, что для мужчин пенсионный возраст должен быть повышен до 62 лет, а для женщин — до 60. И это нужно сделать в ближайшее время. Но объявить об этом заранее — лет за пять до начала процесса. Такие преобразования надо делать постепенно, к примеру, сделать в 2015 году пенсионный возраст для женщин 55,5 года, а для мужчин 60,5 или 62 года… У нас самый низкий пенсионный возраст в мире, хотя мы — одна из самых старых наций. Количество работающих граждан активного возраста сокращается у нас тысяч по 200 каждый год, и поднимать экономику с такой динамикой сложно. Еще одна проблема — количество досрочных пенсий, чего нет нигде в мире. При этом мы говорим, что Пенсионный фонд на треть дефицитен. Так где искать деньги? Почему во Франции, несмотря на возмущение, правительство пошло на повышение пенсионного возраста? Потому что за этим решением стоит весь бизнес страны. А альтернатива — повышение налогов.
И когда мы обсуждаем, что лучше: повышение пенсионного возраста или повышение налога, — думайте сами. Могу сказать, что у нас уровень налога меньше, чем во Франции.


Людмила ПАНАРИНА, фото Ильи СНОПЧЕНКО

↑ Наверх