Газета выходит с октября 1917 года Saturday 23 ноября 2024

Анастасия Вертинская не станет играть маму киллера

Знаменитая актриса сообщила «Вечёрке», что скоро презентует в Петербурге папину книгу.

После просмотра шоу и пресс-конференции корреспонденту «Вечернего Петербурга» удалось поговорить с выдающейся актрисой, которая в последнее время не появляется ни на сцене, ни на экране

Не увидишь ее и на светских тусовках. Выглядит она великолепно: тоненькая, изящная, затянутая в черный брючный костюм, на высоких каблуках. А ее удивительные «кошачьи» глаза — все такие же синие, как во времена, когда она дебютировала в «Алых парусах» и «Человеке-амфибии».

 

 

— Анастасия Александровна, какова ваша роль в этом проекте?
— Конечно, какой-то особой моей роли я тут не вижу. Просто меня связывают с Юрием Леонидовичем долгие годы дружбы и совместного творчества. Когда мы говорили о его выставке в Петербурге, было ясно, что нельзя ограничиться простой развеской работ, что необходимо придумать нечто новое. И вот появилась идея этого спектакля, в которой соединилось все вместе: Петербург, Пушкин, живопись, театр. Сейчас в моде формат 3D. Но, поверьте, цифры и буквы сами по себе ничего не значат. Важны содержание, идея, ее оригинальное выражение.
Юрий Леонидович оформлял мой телевизионный проект «Другие берега». Он оформлял в течение двух лет отреставрированные мною диски моего отца, Александра Вертинского. Он блистательно оформил книгу мемуаров моего отца, которая называется «Дорогой длинною».
А сейчас мы завершаем проект книги стихов Вертинского, которая будет выглядеть совершенно оригинально, потому что она как бы соткана из предметов и деталей кабинета, где жил и работал мой отец. Удивительно умение Купера видеть археологию предмета и соединять его с творчеством, поэзией.
— Творчество вашего отца даже сейчас, в наши дни, пользуется огромной популярностью. Если зайти в Интернет, можно увидеть многочисленные виртуальные клубы поклонников Александра Вертинского, члены которых отыскивают его песни, обмениваются ими, создают альбомы редких фотографий, видеозаписей. Вы сейчас занимаетесь наследием своего отца. Скажите, не планируете ли вы создать музей Вертинского — в Москве ли, в Киеве?
— Вы сами знаете, что музей сейчас в сознании нашего правительства — вещь неохраняемая. Музеи расхищаются, разграбляются. А с точки зрения предметности наследие Вертинского не так велико, чтобы разрешать его каким-то образом расхитить. Единственный музей-квартира (пока она еще не находится в этом статусе) — это квартира, где он жил в Москве. Его кабинет — это почти археологическое место.
Я надеюсь, что следующий мой визит в Петербург будет связан с презентацией папиной книги. И вы увидите, как из этой стертой кожи, которой покрыт стол в кабинете, из этого куска крыла бронзового ангела Юрий Купер сумел сделать потрясающие иллюстрации к этой книге. Я назвала книгу «Желтый ангел», потому что так называется одно из его выдающихся стихотворений. Вообще папа для меня — великий человек.
— И для многих из нас, поверьте, тоже. Как вы думаете, почему Александр Вертинский настолько популярен даже сегодня, в XXI веке?
— Ясно только одно: он поднял эстраду на тот уровень, на котором она никогда не находилась. Он поднял ее благодаря все-таки своей поэзии, и ведь он пел не только свои стихи, он пел на стихи Саши Черного, Ахматовой, Блока, Анненского… Это был период, когда, может быть, жизнь позволила ему принести эту культуру высочайшую серебряного века на эстраду. Потом уже из эстрады было сделано пристанище для попсы, и я думала, что это — навеки ушло, и, как все, что навеки ушло, мы чрезвычайно ценим. Хочется понять, почему же такая высокая культура, не попса, имела такой успех. И конечно, рано или поздно (вы, наверное, имеете в виду и певцов, которые исполняют его песни) начинают в этой археологии копаться — выяснять, что же за этой археологией было. Я уверена, что настанет время, когда это искусство будет каким-то образом возвращено на эстраду.
Я вам хочу объяснить свою позицию. Представьте себе, существует икона. Вы же не будете говорить человеку: «Ты на эту икону не смотри, на нее могут смотреть только верующие». Человек, который слушает Вертинского, он все равно снимает какой-то слой, каждый снимает свой слой информации. Но мне приятно, что люди хотят прикоснуться к его творчеству. На самом деле я слышала, как Вертинского исполняют блатные. Я позвонила сестре и сказала: «Сядь, пожалуйста, если ты сейчас стоишь!» И поставила ей эту запись по телефону. Но маме я так и не отважилась дать это послушать, потому что испугалась за ее здоровье. И тем не менее я точно знаю, что будь Александр Николаевич жив, он был бы в восторге, потому что это — знак его популярности в народе.
— Расскажите, пожалуйста, о ваших театральных проектах...
— Что касается актерства, я пока ничего не планирую. Это самое сложное, что есть сейчас в моей жизни. Я действительно не нахожу ни режиссуры, ни пьесы, которые меня могли бы заинтересовать. Но если появится какой-то интересный проект, я от него не откажусь.
— И в кино мы вас не увидим?
— Назовите мне, пожалуйста, фильм, в котором вы хотели бы меня увидеть..
— …
— Я всегда говорю, что я не буду играть маму киллера, не ждите!
— Быть может, вы сделаете спектакль по произведениям Александра Вертинского?
— Наверное, я пока еще до этого не дозрела. Нужно искать для спектакля какую-то форму, и, на мой взгляд, это должен быть камерный спектакль. У нас теперь актеры любят читать стихи под симфонический оркестр. Вполне возможно, что программу такого рода я когда-нибудь сделаю.
— Напоследок хотелось бы вернуться к проекту. Фильм, который сопровождает выставку, получился довольно-таки страшным. Жутко видеть, как Петербург заливает холодной водой, как он из последних сил сопротивляется разбушевавшейся стихии…
— Величайший художник XX века Андрей Тарковский однажды очень точно сказал, что апокалипсис — это то, что каждый человек переживает в своей душе, уме, воображении. И этот знаменитый апокалипсический миф о потопе и исчезновении Петербурга, конечно, никогда не станет реальностью. Потому что такой великий город, как Петербург, Мекка русской культуры, не может погибнуть. Он будет вечен. Не волнуйтесь!

Подготовила Зинаида АРСЕНЬЕВА
Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх