Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 8 мая 2024

Авиахаб выруливает в коммерцию

Переделанный проект нового Пулкова удручил Градостроительный совет Петербурга

Без парадного подъезда
— Этого нельзя делать! Наш город не заслужил такого провинциального аэропорта, — в сердцах воскликнул архитектор Михаил Мамошин на заседании градсовета, рассматривавшего концепцию комплексного решения привокзальной территории аэропорта Пулково.
— Это не столичный аэропорт, — повторил он и в интервью для «Вечернего Петербурга». — Главным качеством победившего на конкурсе проекта была полифункциональная площадь перед зданием, включающая все транспортные и инфраструктурные решения и одновременно не закрывающая пространство аэропорта. Не было и речи о строительстве коммерческих павильончиков. Вроде тех, что сейчас устроены перед аэропортом Пулково-2, в форме разных там червячков и сосисочек. Обидно!
Проект, утвержденный в 2007 году, неожиданно заменили. Сами его авторы — британцы — преподнесли замену как развитие. Действительно, подтвердил представитель фирмы-проектировщика «Grimshaw architects» («Гримшоу архитектс») Крис Кромби, первоначально планировалось сделать синтез из зон «Наследие» и «Будущее». Зона «Наследие» вызывала бы ассоциации с двориками старого Петербурга, зона «Будущее» была бы массивным треугольником парковок. Концепция проекта именовалась «Авиагород».
Но вместо него градсовету показали простенький терминал с въездом с правого торца, две парковки на 1200 машин — трехъярусную крытую и одну открытую, а также гостиницу и бизнес-центр. Все это как бы и составит обещанный авиахаб — крупный узловой аэропорт, через который проходит множество маршрутов. Расположенный там, где сейчас Пулково-1, он будет единым для Петербурга. Международный Пулково-2 ликвидируют.

Архитектурная общественность пришла в недоумение.
— Нет нового качества,  —  вынес свой вердикт и официальный рецензент проекта архитектор Владимир Григорьев. — Ради чего эта стройка? Может быть, следует потерпеть старый аэропорт? А потом строить нормальный новый?
перспектива на 30 лет
Итак, о происхождении стройки. 30 октября 2009 года в Смольном в торжественной обстановке было подписано Соглашение о создании, реконструкции и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства объектов, входящих в состав имущества аэропорта Пулково, между правительством города, ОАО «Аэропорт Пулково» и ООО «Воздушные ворота Северной столицы».  Последнее, названное партнером государства, образовано консорциумом компаний «Fraport» (Германия), «Horizon Air Investment» (Греция) и банком ВТБ.  
По этому соглашению партнер получил в эксплуатацию на 30 лет аэропорт Пулково, с правом реконструкции и постройки новых сооружений. К концу 2013 года «Воздушные ворота» обязались построить новый централизованный пассажирский терминал, с пропускной способностью не менее 35 млн. пассажиров в год к концу срока действия соглашения.
С момента запуска обновленного Пулкова партнер должен отчислять в бюджет города ежегодно по 11,5% от доходов аэропорта, или свыше 1 млрд. рублей. До половины прибыли новый оператор Пулкова намерен получать от неавиационных доходов аэропорта — гостиничного, торгового и ресторанного бизнеса.
В проекте выросли 8-этажная гостиница с бизнес-центром, пока в схематичном виде.
— К ним есть интерес у многих гостиничных операторов, — поделился с журналистами главный архитектор города Юрий Митюрев. — Появится конкретный оператор — определятся внешние характеристики зданий. Они могут быть выше, ниже, шире...

Выбрали лучших?
Проект разработан мастерскими «Grimshaw architects», «Pascall+Watson Architects» в партнерстве с российским коллективом ЗАО «Рамболь».
— Технологическая часть проекта разработана передовыми европейскими бюро, — говорит Юрий Митюрев. — Мы уверены, что они сделали точные и правильные расчеты, ошибки нет. Тем не менее мы снова зададим им те вопросы, которые были заданы на градостроительном совете.
По официально сформулированному по итогам заседания мнению градостроительного совета, в концепции комплексного развития привокзальной территории аэропорта абсолютно не продумана доставка пассажиров от парковок в здание терминала. Кроме того, проектируемая площадка перед входом в аэровокзал может вместить не более четырех туристических автобусов, в то время как через терминал должно проходить до 17 млн. пассажиров в год (более 45 тыс. в день).

Пробки гарантированы
— Полкилометра от здания вокзала до парковочных мест, — недоумевал рецензент Владимир Григорьев. — По этой схеме пассажирам с багажом придется пересекать 12 полос движения транспорта. Исключена возможность подачи частных автомобилей к выходу из вокзала. Не очень понятно, где стоянки автобусов и такси. И вообще — не бывает международных аэропортов, в которые входят с торца!
— Работа базируется на конкурсном проекте, который сам по себе ужасен с точки зрения воздушных ворот Северной столицы, — вступил в дискуссию архитектор Сергей Бобылев. — Это просто коммерческая территория. Ни о каком развитии ансамбля речи нет. Освоение идет хаотично. Нет ясного, четкого осознания того, что происходит.
— В аэропорт будет не попасть, — подсказали другие коллеги. — Неизбежна очередь такси и автобусов, поскольку у места высадки могут останавливаться только четыре автобуса.
— Где концепция? — недоумевал архитектор Юрий Земцов, автор «Стокманна» на Невском. — Стоят три сооружения, не связанные между собой.
Крис Кромби заметил, что между зданиями предусмотрены переходы. На просьбу же продемонстрировать эскиз проекта британец ответил, что именно этот с собой в Петербург не захватили. Для проектировщиков «прохождение через градсовет» — формальность. Вроде общественных слушаний в районных администрациях. К защите проекта авторы основательно не готовятся. Мнение градсовета носит рекомендательный характер, к исполнению не обязательно.

Алла РЕПИНА

↑ Наверх