Бекка в стране скорби
20 января на экраны кинотеатров выходит американский фильм «Кроличья нора». Заметим, что название фильма не имеет никакого отношения к наступившему Году Кролика, хотя скорей всего рекламщики его обыграют.
В главной роли — Николь Кидман. Заокеанские критики уверяют, что так хорошо она не играла со времен ленты «Часы» (2002), за которую удостоилась «Оскара».
В этом фильме звезда впервые выступила не только как исполнительница главной роли, но и в качестве продюсера. Актриса давно искала благодатный материал для фильма. Поэтому неудивительно, что, едва услышав о бродвейском успехе пьесы Дэвида Линдси-Эбейра «Кроличья нора» (2006), она без долгих колебаний решила сконцентрироваться на ней.
Название «Кроличья нора» отсылает к знаменитой сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес», в которой именно кроличья нора уводит героиню в волшебное королевство. В пьесе и фильме «Кроличья нора» — это книга комиксов, которую создал парень, невольно повинный в страшном горе героини — Бекки Корбетт. Но уводит эта «нора» молодую женщину далеко не в сказку, а в кошмарный сон наяву. Именно автор комикса находился за рулем автомобиля, насмерть сбившего маленького сына Бекки, когда он неожиданно побежал через дорогу за своей собакой. За считанные мгновения произошло непоправимое, разделившее жизнь героини на две части — до гибели ребенка и после нее.
В самом начале фильма, когда мы еще не знаем, чем так опечалена Бекка, зритель недоумевает, почему она отказалась от приглашения соседки присоединиться к их вечеринке. Когда домой приходит супруг Бекки Хауи (Аарон Экхарт), женщина объясняет ему свой поступок тем, что не хочет общаться с людьми вообще. Она замкнулась в своем горе. У Хауи совсем иная реакция на трагедию — он, напротив, жаждет новых встреч, настаивает, чтобы они с Беккой посещали клуб людей, переживших потрясение в жизни.
Заседание этого клуба — одна из сильнейших сцен фильма, в которую Кидман вложила всю свою страсть. Едва во время доверительной (но на грани взрыва) беседы была затронута тема бога, героиня не удержалась и вспылила: она уверена, что Всевышний, если б действительно существовал, не допустил бы смерти невинного ребенка.
Режиссер Джон Кэмерон Митчелл, поставивший до этого весьма противоречивый «Клуб «Шортбасс», как и в предыдущей своей работе, не стал усложнять действие.
В экранной версии «Кроличьей норы» все — как и в театре — предельно просто и понятно, в то время как из пьесы средствами кино вполне можно было сделать более глубокую психологическую драму. Перенесение на экран давало возможность автору пьесы усилить акценты, показать с помощью крупных планов и прочих киношных ухищрений драму еще большего масштаба, нежели она виделась с театральных подмостков. Вполне можно было в этой драме увеличить «удельный вес» мужа (кстати, в партнеры себе Аарона Экхарта Николь Кидман выбрала сама).
В результате эти возможности были практически проигнорированы и фильм воспринимается просто как бенефис Николь Кидман. Вряд ли такое планировалось изначально. Не думаю, что актриса, будучи одновременно продюсером, тянула одеяло на себя. Но получилось то, что получилось, — блестящая актерская работа в «заданных обстоятельствах», и не более того. Хотя по большому счету и этого не так уж мало.
Дмитрий СОЛОВЬЕВ
Важно: Правила перепоста материалов