Бэлла Куркова: Живу одним днем
Главному редактору популярнейшей в прошлом программы «Пятое колесо», а ныне главе петербургского филиала телеканала «Культура» Бэлле Курковой есть что вспомнить — и из творческой жизни, и из политической.
Главному редактору популярнейшей в прошлом программы «Пятое колесо», а ныне главе петербургского филиала телеканала «Культура» Бэлле Курковой есть что вспомнить — и из творческой жизни, и из политической: в 1990 году стала народным депутатом Ленсовета, затем — РСФСР…
Теперь уже принадлежит истории и то, как она предоставляла эфир опальному Ельцину, следователям по особо важным делам Генпрокуратуры Гдляну и Иванову, заявившим о коррупции в высших эшелонах власти, потом — для запрещенной программы «Взгляд», где рассказывалось о событиях 91-го года в Вильнюсе, и то, с каким скандалом ей пришлось покинуть телекомпанию «Петербург — 5-й канал»… Но Бэлла Алексеевна ни в какую не хочет говорить о политике, а разговоры о свободе слова вызывают у нее страдальческую улыбку.
Однако это не помешало ветерану тележурналистики приехать в пресс-центр БМГ, где петербургским репортерам вручалась Премия имени Матвея Фролова, а ее лично ждала награда — специальная премия «За верность жанру».
В этом году Бэлла Алексеевна стала лауреатом премии имени Матвея Фролова.
Табу на политику
— Бэлла Алексеевна, расскажите, какие программы планируете выпустить под Новый год?
— У нас много программ: и «Царская» ложа», и «Легенды Царского села» — там везде есть новогодние сюжеты, и «Письма из провинции», и замечательная программа «Русский музей», и «Мой Эрмитаж» Пиотровского… Но я снимаю специальные проекты: только что сделала цикл передач «Дворянское гнездо» — о четырех усадьбах Ленинградской области, у которых потрясающая судьба. Особенно у усадеб Врангелей. Как ни странно, никто не знает, что в Волосовском районе, в деревнях Торосово и Терпилицы, были усадьбы и самого белого барона, и его двоюродного брата, с которым в 1918 году жутко расправились, там сохранились развалины этих замков… А это же наша история от 1913 года по конец большевизма…
— Вы имеете в виду конец 80-х — начало 90-х прошлого столетия?
— Да, конечно. В 1992-м я закрыла программу «Пятое колесо», потому что его больше уже не стоило выпускать — все стали делать свое «пятое колесо».
— Но вы были первой, у вас же пальму первенства никто не оспаривает?
— Ну мы делали «нетленку», которую стали повторять по многу раз…
— Бэлла Алексеевна, а груз прошлого не тяготит? Помню ваши передачи, как вы с Ельциным боролись за демократию…
— Вы знаете, чем я не занимаюсь — так это современной политикой. Однажды (на это у меня были причины) я сказала себе: «Все, это табу для меня...» Я посмотрела на эту политику как журналист, когда была на самой вершине политического олимпа. И, как журналист, я все поняла про власть. И больше не хочу про нее говорить…
— А как же свобода слова? Вы же все время ратовали за нее…
— Я сделала все возможное, чтобы появилась свобода слова, а значит, и желтая печать в том числе. Ну что делать? Издержки производства…
— Получается, что выпустили джинна из бутылки?
— Да, наверное, это так.
Результатами довольна
— Я вспоминаю, какие страсти разгорались на петербургском телевидении, как вас травил в своих «Секундах» Александр Невзоров…
— А Саша Невзоров, когда пришло время и он отошел от телевидения, приехал ко мне, стал на колени и просил прощения.
— Этот факт не растиражирован… Интересно, после какого «преступления» он просил прощения?
— Какая разница! Вам интересно? А мне уже нет...
— Ну ладно, это было давно — почти 20 лет назад… А вот нынешним состоянием журналистики вы довольны?
— Отвечу стихами Александра Кушнера: «Времена не выбирают, в них живут и умирают». Я все равно живу в это время и нахожу для себя выход — выражать свои взгляды через историческое кино.
— И кого из современных журналистов выделяете?
— Я не даю никому никаких оценок — это всегда было моим правилом. Тем более я никогда не оцениваю коллег… Хотя и муштрую их. Вы бы знали (улыбается), как я муштровала Олега Руднова (глава холдинга БМГ. — Л. К.)…
— А результатом довольны?
— Конечно, все бы достигали таких результатов!
Вдохновение приходит тогда, когда много работаешь
— Бэлла Алексеевна, снимая программы, вы практически не появляетесь в кадре…
— Физиономия в кадре — дело возрастное. Мне это сейчас не надо, всему свое время — надо себя правильно оценивать, вовремя останавливать. Могу сказать, что я столько высидела в эфире, что уже хватит.
— Но тогда время было после годов застоя, когда читали между строк, — такое бурное, интересное…
— И сейчас время тоже интересное. Разве не интересно добывать уникальную информацию? Я вот проснулась однажды утром и подумала: 1997 год — шестьдесят лет назад начался Большой террор, самый размах репрессий. Но это еще и столетие со дня рождения Пушкина. И когда я стала «копать», думать, как лучше это подать на канале «Культура», выяснилось, что столетие со дня смерти Пушкина и Сталин праздновал, причем с таким размахом — в Пушкинском доме хранятся огромные альбомы с вырезками из газет, журналов… И я сделала восемь серий: 37-й год на фоне Пушкина — о потрясающих судьбах людей. Каждая серия — отдельная судьба. Вот, к примеру, я нашла такую историю потомка художника Бруни — того самого, который сидел у Жуковского и рисовал Пушкина в гробу. В 1937 году этот потомок — тоже талантливейший человек — оказывается в лагере, в Бухаре. Его вызывает начальник и приказывает: «Сделать мне к 10 февраля, к годовщине смерти Пушкина, большой памятник Пушкину». Потомок Бруни имел много талантов — писал музыку, стихи, картины — ему пришлось даже рисовать в лагере уголовников, чтобы они его не трогали. Но он не был скульптором. И он сделал-таки памятник поэту — я видела остатки этого огромного изваяния. А через четыре месяца его расстреляли. Когда их выстроили для расстрела — там был мат, крики, слезы — у кого что. И вдруг надо всем этим раздался голос этого человека (кстати, он еще был и священником): «Люди, через несколько секунд вы предстанете перед Господом! Подумайте, какие последние ваши слова останутся на земле. А они останутся… Молитесь!» И пропел псалом. Конечно, его же первым и расстреляли.
— Но эти факты надо же было раскопать!
— Да. Или вот еще история. В Соловецком лагере в библиотеку зашел высокий человек — в какой-то шапке, весь потрепанный — и говорит: «Извольте записать меня в читатели». Его спрашивают: «Извольте, ваша фамилия, имя, отчество». Он отвечает: «Бобрищев-Пушкин». Тут кто-то закричал: «Вы случайно не адвокат, который защищал тех-то и тех-то, в том числе и по делу Дрейфуса? Вы потомок декабриста?» И он говорит: «Извольте, господа, мой род идет с xii века от самого Радши, и мы с Пушкиным — ровня». Его призвали возвращаться в 1923 году, когда он был за границей, он вернулся в Россию, где попал в лагерь и был расстрелян в Сандармухе… Вот так: вдохновение приходит тогда, когда много работаешь.
Культура — это миф
— Бэлла Алексеевна, скоро Новый год, вы уже знаете, где будете его отмечать?
— В этом году я отмечаю Новый год здесь, в Петербурге…
— А обычно?
— Я очень люблю путешествовать, и если у меня есть деньги, то первым делом трачу их на путешествия. Мы с мужем куда-нибудь
едем, чтобы посмотреть мир…
— Почему оговариваетесь — «если есть деньги»? Хотите сказать, что культуру у нас финансируют по остаточному принципу?
— Культура — это миф. А телеканал «Культура» очень бедный, это же бюджетный канал. У нас нет никакой коммерческой деятельности, поэтому и зарплаты у нас гораздо меньше, чем на других каналах. А потом, вы знаете, я не умею жить, копить. Появились деньги — бац! — и отправляюсь в путешествие. А дальше — живу одним днем. Господь сказал, что надо жить тем, что есть. И я живу…
Фото Натальи ЧАЙКИ