Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 20 ноября 2024

Беречь по принуждению

Государство пытается заставить граждан и органы власти экономить энергию

Закон об энергосбережении был принят в России год назад, но только сейчас начинает активно влиять на повседневную жизнь страны. В отдаленном будущем выполнение этого закона обещает нам немалую экономическую выгоду. Но ближнее будущее сулит пока только затраты. О том, где и как нам придется раскошелиться, стоит ли саботировать этот закон и что нам за это будет, — очередной выпуск приложения «Наши права». Мы остановимся только на тех положениях закона, которые непосредственно затронут каждого горожанина.



Поставщики и приборы учета
Устанавливать счетчики в дома и квартиры должны организации, которые поставляют воду, тепло, газ, энергию. Но жители не обязаны пользоваться только их услугами. Они вправе выбрать кого захотят — лишь бы в наличии были права на определенные виды работ. Обязанность заплатить за прибор учета возложена на собственников квартир. Цена — по соглашению сторон.
Прибор учета должен быть введен в эксплуатацию в течение месяца после его установки или замены. За просрочку горожанам обязаны выплатить неустойку (пени) — по одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ на день исполнения обязательства. Правда, неустойка не должна быть выше цены договора.
Порядок заключения и существенные условия такого договора должны быть утверждены городскими властями. При этом в договоре обязательно должно быть условие (при желании потребителя) о рассрочке оплаты равными долями в течение пяти лет. Рассрочка предоставляется под процент, равный ставке рефинансирования ЦБ на день начисления. Сейчас это 7,75% годовых.
Бюджет города вправе субсидировать сей процесс только на сумму процентов за рассрочку. Причем деньги получит не потребитель, а организация, которая эту рассрочку предоставляет.
Есть опасность, что наши «домоуправы» выберут невыгодный для жителей процесс оплаты и установки счетчиков — как-никак, годами привыкли пользоваться пассивностью населения. Однако это тот случай, когда горожанам стоит побеспокоиться о себе самим. Ведь цена вопроса очень велика. Один прибор учета тепла стоит около 350 — 400 тысяч, на большой дом их требуется несколько — в зависимости от числа тепловых узлов. И все это будет финансироваться из нашего кармана.
Еще одна опасность исходит со стороны ресурсоснабжающих организаций. Они явно не успеют в оговоренный законом срок установить приборы учета во все многоквартирные дома — сил и мощности не хватит, да и самих счетчиков тоже. Однако попытаются вину за это переложить на потребителей — мол, вовремя не дали согласие, не оплатили и так далее. В этих условиях у них появится право принудительной установки счетчиков без желания на то потребителей. Стоимость самих приборов и их установки в этом случае включат в квартплату — правда, тоже с рассрочкой на пять лет.



Энергоаудит
Обследование энергоэффективности зданий и сооружений будет теперь обязательным для всех городских учреждений. Вести энергоаудит вправе только специализированные организации, входящие в саморегулируемые объединения. По итогам обследования должен составляться энергопаспорт объекта. Собственники многоквартирных домов не обязаны иметь такой паспорт — но могут заказать его составление.



Как накажут
Административный кодекс РФ по закону об энергоэффективности дополнен статьей 9.16. — «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». По этой статье подлежат наказанию лица, ответственные за производство, ввоз и продажу товаров без информации  об их энергоэффективности. А также ответственные лица организаций, отвечающих за строительство, капремонт и содержание зданий и сооружений.
Штрафы «за товары» — от 10 до 15 тысяч рублей на граждан и ИЧП, от 100 до 150 тысяч — на юридических лиц. Причем (внимание!) — с возможностью конфискации товара.
Несоблюдение требований закона об энергоэффективности при проектировании, строительстве, капремонте влечет штраф от 20 до 30 тысяч рублей для руководителей, от 40 до 50 тысяч — для ИЧП и от 500 до 600 тысяч — для юридических лиц.
«Эксплуатационные» штрафы тоже немалые. За отсутствие приборов учета штрафы могут наложить на лиц, ответственных за содержание многоквартирных домов — в ТСЖ и УК, в том числе в жилкомсервисах. «Начальники» в таких случаях обязаны выложить от 5 до 10 тысяч, ИЧП — от 10 до 15 тысяч, юрлица — от 20 до 30 тысяч рублей. Аналогичные штрафы могут быть наложены за отсутствие в доме мероприятий по энергосбережению и плохое информирование жильцов.
Если же в отсутствии приборов учета будут виноваты ресурсоснабжающие организации, их оштрафуют на суммы от 20 до 30 тысяч для руководителей и от 100 до 150 тысяч — для юрлиц.



Перемены радикальны
Закон, о котором идет речь, вступил в силу 27 ноября прошлого года. Его реквизиты:
№ 261-ФЗ, полное название — «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Помимо собственно положений об энергосбережении закон содержит поправки в 16 федеральных законодательных актах, отменяет еще шесть и требует разработки примерно десятка дополнительных распоряжений и постановлений.
Таким образом, по своему влиянию на повседневную жизнь он может сравниться разве что с Гражданским или Налоговым кодексом. И это неудивительно, ведь сферой действия этого закона считается любая деятельность, связанная с использованием энергетических ресурсов. А без них в нашей жизни, увы, никуда.
При этом роль властей сводится к установлению требований энергоэффективности ко всем товарам, услугам и даже поведению граждан. Ну а мы с вами эти требования должны неукоснительно исполнять.
Правда, при этом почему-то забыто главное правило современного законотворчества. Если закон или иной нормативный документ влечет какие-то расходы, одновременно с его вступлением в силу должен быть изыскан и источник покрытия этих расходов. В данном же случае расходы просто переложены на плечи граждан и (частично) коммерческих организаций. Фактически требования этого закона можно сравнить с новым налогом — причем не всегда единовременным.



Класс эффективности
Главное требование для всех товаров, которые производятся в РФ или ввозятся на нашу территорию, — информация о классе их энергетической эффективности. Это относится к любой энергопотребляющей технике, в том числе компьютерам и бытовым приборам.
Сведения должны быть не только в технической документации, прилагаемой к этим товарам, но также в их маркировке и на этикетках. Правда, это требование вводится поэтапно. Бытовые приборы должны соответствовать этим требованиям с 1 января 2011 года, компьютеры и оргтехника — спустя год. Ранее торговцы и производители указывали эти сведения добровольно.


Первая жертва
Первой жертвой закона об энергоэффективности пали привычные всем лампы накаливания. С 1 января 2011 года введен запрет на продажу таких ламп в РФ, если они имеют мощность 100 ватт и более. Заказы на поставки таких ламп для госнужд также запрещены.
Еще через два года — с 1 января 2013 года — планируется наложить запрет на продажу ламп накаливания мощностью 75 ватт и более. А в 2014 году запретят уже лампочки мощностью от 25 ватт.


Дома и классы
Многоквартирные дома поделят на классы энергетической эффективности точно так же, как и обычные товары. Класс вновь построенного или капитально отремонтированного дома должен быть указан в заключении  Госстройнадзора. Сведения о классе дома должны быть указаны застройщиком или собственниками… на его фасаде. Деление на классы уже существующих домов обязана провести городская власть — и потом контролировать и наказывать за несоответствие. Этот пункт должен стать частью договора управления многоквартирным домом между собственником и жилкомсервисом или иной УК.
При этом УК обязана раз в год предлагать жителям перечень мер по энергосбережению и отчитываться в их исполнении. Деньги на эти цели должны быть изысканы… за счет существующих тарифов. То есть УК должна платить за какие-то меры и потом возмещать расходы за счет экономии тарифных платежей. Предусмотрено также право заключения энергосервисного договора с оплатой за счет собственников и последующим возмещением им затрат за счет экономии тарифных платежей.
Особый пункт статьи, регулирующей этот вопрос, касается тепла. Он обязывает «домоуправов» регулировать расход тепловой энергии — чтобы в теплую погоду не топить улицу, а в холодную — не морозить жителей. Одна из целей — оптимизация расходов собственников.
Нарушителей должны наказывать. При этом власти города обязаны не реже раза в год сообщать населению через СМИ о лицах, наказанных за нарушения энергоэффективности при содержании многоквартирных домов.

Раз в пять лет
Особые требования закон содержит к энергоэффективности зданий и сооружений. Их перечень определяется правительством РФ раз в пять лет. Застройщик обязан соблюдать эти требования в безусловном порядке при строительстве здания. Ну а когда (и если) оно уже введено в эксплуатацию, платить за изменения — опять-таки раз в пять лет — обязаны будут собственники, в том числе владельцы квартир.
Исключения из этого правила имеются — но небольшие. Не обязаны следовать требованиям энергоэффективности собственники культовых зданий, объектов культурного наследия, временных построек со сроком службы менее двух лет, ИЖС для одной семьи (если дом не более трех этажей), дач, малых объектов с площадью менее 50 «квадратов» — если они стоят отдельно.

Капремонты под вопросом?
Особо стоит отметить запрет закона на эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капремонт или реконструкцию, если они не соответствуют требованиям энергоэффективности и оснащенности счетчиками воды, тепла, электроэнергии. Очень интересно было бы услышать реакцию на этот пункт закона со стороны властей Петербурга, определяющих структуру заказа капремонта жилых домов.
Дело в том, что принцип капремонта у нас весьма странный. Сети — в том числе электрические — должны приводиться в то же состояние, в каком они были в момент постройки здания и ввода его в эксплуатацию. В результате дома после капремонта не выдерживают «нагрузки» в виде современных электробытовых приборов — холодильников, стиральных машин и т. д. Претензии на этот счет ремонтники и энергетики просто не принимают — мол, мы же сделали «как было».
Теперь жители получили инструмент влияния на подобные ситуации. Правда, далеко не все захотят или сумеют им воспользоваться. Контроль за «процессом» возложен на Госстройнадзор — туда и надо жаловаться в случае чего.
Не думаем, что городские власти добровольно признают это требование. Однако если жители домов, прошедших капремонт, решат судиться, возможность выиграть дело у них есть. Как известно, государство перед передачей дома в собственность владельцев его помещений обязано было привести дом в порядок, то есть в полное соответствие всем новым нормативным требованиям. Поэтому попытки возложить на граждан расходы по замене электрокабелей и иного электрооборудования в многоквартирном доме — неправомерны. Хотя бы один раз город должен на это раскошелиться сам.
Особенно важно это помнить жителям кварталов массовой застройки до начала ХХI века. Так, пункт 10 статьи 11 Закона «Об энергосбережении» дает им право требовать от города приведения в соответствие с законом об энергосбережении самих зданий, их отдельных элементов и конструкций. В том числе… оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. Правда, прямо требования по счетчикам будут распространяться только на дома с капремонтом после 1 января 2012 года. Воспользоваться можно тем, что у нас капремонт проводится чаще всего частичный — допустим, инженерных систем или кровли... Поэтому требовать проведения дополнительного капремонта с учетом установки счетчиков — вполне правомерно.

Учет, контроль. А где же экономия?
Обязательность учета энергоресурсов оговорена в статье 13 закона № 261. Это требование распространяется на все дома с централизованным электро-, водо-, газо- и теплоснабжением. Учет обязателен в местах подключения домов к таким системам. Если же два дома снабжаются из общих узлов, прибор учета должен быть установлен в местах подключения смежных объектов. Это особенно важно знать жителям домов, чьи подвалы используются для снабжения двух, трех и более близко стоящих объектов. Счетчики на воду и тепло для «соседей» должны ставиться за счет последних в домах, откуда они получают ресурсы. С тем, чтобы все потери «по пути» оплачивались получателями, а не жителями дома с «ресурсоснабжающим» подвалом.
Стимулировать жителей многоквартирных домов к установке счетчиков должна статья закона, в соответствии с которой расчетный (нормативный) способ оплаты тепла, воды и газа должен быть гораздо дороже, чем оплата по счетчику. Конкретных цифр закон не содержит. Они будут указаны в новых  правилах потребления коммунальных услуг, которые вступают в силу в июле будущего года.
Собственники нежилых зданий (в том числе город) обязаны поставить приборы учета уже к новому году. Жители многоквартирных домов —
к 1 января 2012 года. Счетчики тепла обязательны исключительно общедомовые. Счетчики воды, газа, электроэнергии — кроме общедомовых — обязательно иметь еще и индивидуальные, в каждой квартире.
Дачники тоже обязаны ставить счетчики — не только индивидуальные, но и «общеквартальные» — в месте подключения дачного массива к энергоресурсам.




Исключения для многих
Разумеется, государство не рассчитывает, что после вступления закона в силу сразу все здания в стране станут соответствовать требованиям энергоэффективности. Полностью закон распространяется только на те здания, строительство которых началось после его вступления в силу. К остальным он применяется после их реконструкции или капремонта.
Закон не распространяется (до реконструкции или капремонта) на:
 здания, введенные в эксплуатацию до вступления закона в силу;
 здания, строительство, реконструкция, капремонт которых идут по проектам, утвержденным или направленным на госэкспертизу до вступления закона в силу;
 здания, проекты которых не подлежат госэкспертизе, если заявление о выдаче разрешения на строительство подано до вступления закона в силу.



↑ Наверх