Библиотека закрыта
Я открываю ряд статей под рубрикой «Порадоваться за Россию». Это случилось 12 лет назад. Провинциальный шведский церковный хор решил отпраздновать свой юбилей исполнением Реквиема Моцарта в 10 церквах Швеции. Но оркестра в этом крохотном городке не было — ...
После публикации статьи «Моя молитва» я получил немало отзывов.
Один отзыв-вопрос звучал так:
«А какие в скандинавском обществе свои тяжкие проблемы, которых у нас, слава богу, нет? Хочу порадоваться за Россию.
Настя».
Этой публикацией я открываю ряд статей под рубрикой «Порадоваться за Россию».
Это случилось 12 лет назад. Провинциальный шведский церковный хор решил отпраздновать свой юбилей исполнением Реквиема Моцарта в 10 церквах Швеции. Но оркестра в этом крохотном городке не было — нужно приглашать. И тут у меня возникло предложение — пригласить не взрослых шведов, а учащихся одного из замечательных музыкальных колледжей нашей страны.
Во-первых, играть они будут не хуже, а во-вторых, налоги на иностранцев в Швеции в два раза ниже. И шведы сэкономят, и юные музыканты заработают. Меня поддержали, и в Швецию приехали наши ребята 15 — 19 лет. У проекта была и вторая часть — мои шведские ученики-скрипачи играли с этим же оркестром «Времена года» Вивальди. И мы выступали в школах и гимназиях Швеции. Юные музыканты заработали такие суммы, которые тогда равнялись их стипендии за… несколько лет. Прием наших музыкантов был великолепным!
Во время этой гастрольной поездки у нас состоялось несколько встреч с учащимися шведских учебных заведений.
Однажды была встреча со студентами театрального отделения одного из них. Наших ребят пригласили пообедать в их столовой — это был прекрасный обед (ребята узнали, что для всех шведских детей и молодежи во всех школах и средних учебных заведениях Швеции обеды — за счет государства).
А потом нашим музыкантам показали общежитие, которое выглядело как современный жилой дом с однокомнатными квартирами — в каждой жили по 1 — 2 человека.
И качество еды, и условия жизни поразили наших музыкантов: «Мы сюда совсем недолго летели, но ощущение, что попали на другую планету». Особенное впечатление на моих ребят произвели… душевые кабины (у каждого свой душ!!!) и репетиционные комнаты (у каждого — своя!!!). Ребята невольно сравнивали свои условия, когда приходится вставать в 5 утра, чтобы до начала лекций занять класс и успеть позаниматься на своих инструментах. Не говоря уже о душевых кабинах — одна на весь этаж общежития.
Потом состоялась встреча. Говорили о музыке, театре, жизни. Один из наших ребят попросил шведов прочитать любимые стихи.
И тут вдруг заминка: «Библиотека закрыта», — сказали хозяева.
— Да нет, вы не поняли — библиотека здесь не нужна — каждый прочтет по одному своему любимому стихотворению.
И тут выяснилось, что НИ ОДИН (!!!) шведский участник встречи не может прочесть НИ ОДНОГО стихотворения наизусть…
И тогда мы устроили настоящий поэтический праздник — и читали стихи — безостановочно, упоенно…
Мы читали Пушкина, Фета, Пастернака, Тютчева, Цветаеву...
Эффект, который мы произвели на шведов, был огромен. Шутка ли: читать наизусть стихи! Мы наслаждались, а у них… просто… была закрыта библиотека.
Когда сели в автобус, кто-то из ребят сказал: «Да-а, как-то странно… Но совершенно не хочется менять наши стихи на их душевые комнаты…»
И все были с этим согласны. Чтение стихов мы продолжили в автобусе… Может быть, мой рассказ о событиях двенадцатилетней давности в сегодняшней России уже неактуален и мы тоже не читаем стихов? Тогда нужно срочно решать вопросы нормального общежития и бесплатных обедов. Хотя бы наесться и выспаться.
Пятница с Михаилом Казиником