Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

Бизнес-центра в Летнем саду не будет

В аллеях разместят лимоны и драцены в кадках

В аллеях разместят лимоны и драцены в кадках


Представители руководства Русского музея встретились на днях с журналистами и рассказали о том, как идет реконструкция Летнего сада. Поводом для встречи стала публикация в одном издании, в которой сообщалось о строительстве в Летнем саду какого-то здания — то ли бизнес-центра, то ли особняка кого-то из власть имущих.
О ходе реконструкции Летнего сада представителям СМИ рассказали Владимир Баженов, заместитель директора Русского музея по комплексной реконструкции и капитальному ремонту, и Иван Карлов, главный хранитель.

О таинственном здании из красного кирпича



Не волнуйтесь, господа петербуржцы, никаких бизнес-центров в Летнем саду не будет! Как пояснил Владимир Баженов, за таковой приняли всего лишь хозяйственный корпус.
«В Летнем саду, начиная от дворца Петра Первого, все здания выполнены из красного кирпича, и другого цвета быть не может! После реконструкции Летнего сада мы же его будем эксплуатировать, а значит, без хозяйственных помещений не обойтись. Это здание из кирпича и есть хозпостройка. Сейчас оно кирпичное, потом будет оштукатурено, сделаем еще деревянную решетку и посадим лианы. Это здание будет скрыто под зелеными растениями. И раньше здание было кирпичное. Как можно в деревянном сделать общественный туалет? По высоте оно отличаться не будет. Мы ничего не можем сделать без согласования с КГИОП. Никаких там бизнес-центров, никаких ресторанов не будет!» — успокоил собравшихся замдиректора. А потом добавил то ли в шутку, то ли всерьез: «А жалко — сделать хороший ресторан в Летнем садике было бы неплохо».

Об откопанных фонтанах

Затем журналистам продемонстрировали результаты археологических раскопок, которые велись в прошлом году в Летнем саду. Всего археологические изыскания охватили около 5000 кв. м. Были откопаны многие фонтаны, в том числе «Царицын», «Пирамида», «Крестовое гульбище», кроме того, павильоны Малой оранжереи, Голубятня. В этом году предстоят раскопки Лабиринта.
Как рассказал г-н Баженов, сейчас ведутся споры по поводу фонтанов «Лакоста» и «Фаворитка». Нужно решить, стоит ли их музеефицировать: «Нас ведь часто обвиняют в том, что мы, вместо того чтобы реконструировать старое, предпочитаем создавать новодел. Но уверяю вас, фонтаны реконструкции не поддаются! Поэтому один из фонтанов будет, наверное, музеефицирован, помещен под стеклянный купол, с подсветкой, с вентиляцией, чтобы можно было туда войти и посмотреть, какие в 1700-е годы были фонтаны, как они строились».

О снесенных деревьях



По словам Владимира Баженова, всегда очень остро стоял вопрос о зеленых насаждениях: «Снесено всего, по согласованию с КГИОП, 122 дерева, менее 7% всех деревьев Летнего сада. В Михайловском саду, если помните, было снесено 12 процентов, и то никто не заметил».
Назвав вопрос о деревьях острым, Владимир Петрович как в воду глядел.
Одна журналистка тут же спросила, в угоду чему были уничтожены 32 дерева, пережившие блокаду, наводнения? Их срубили ради того, чтобы возвести в саду эти муляжи — Голубятню, Оранжерею и прочие павильоны?
«Хотелось бы, чтобы наша пресса поддерживала проект реконструкции Летнего сада, а не закапывала его!» — воззвал к совести журналистов Владимир Баженов.
Но чтобы проект хотелось поддержать, а не закопать, в его основе должна лежать четкая идея. Раньше существовала какая-никакая, но четкая идея сада — зелень и белизна, подлинные мраморные статуи на фоне вековых деревьев.
Что же предложено нам вместо этого? Какое-то эклектичное собрание павильонов и копии статуй.
«Как можно сделать точную стилизацию определенной эпохи при таких деревьях? — продолжил Владимир Петрович ответ на упрек в эклектичности проекта. — Мы делаем микс из разных эпох. Это реконструкция Летнего сада на XXI век. Не на XVIII и не на XIX! Мы воссоздаем 8 фонтанов. У нас в Малой оранжерее будет 92 растения в кадках, которые весной будут выставляться на аллеи. Это будут цитрусовые, самшиты, драцены. Такого нет ни в одном городском саду!»

Сами садик мы садили…



В заключение замдиректора затронул тему денег. 300 миллионов, которые, как писали СМИ, хотели было отобрать у сада, прошлой осенью все же вернули — после обращения дирекции музея и губернатора к Владимиру Путину. В этом году финансирование идет в полном объеме.
Но, по словам Владимира Баженова, скоро будут нужны деньги на проектные работы по реставрации Летнего дворца и Домика Петра Первого. Пока их нет. Кроме того, не стоит забывать, что деньги Летнему саду даже после реконструкции будут нужны постоянно — на его нормальную эксплуатацию: «Работы в саду должны вестись круглый год, не только летом. А у нас садовники получают пять-шесть тысяч рублей. В месяц — если кто не понял! Попробуйте найти специалистов, которые согласятся работать за такую зарплату!»
Корреспондент «Вечёрки» задала естественный вопрос: а стоит ли в такой ситуации огород городить? Если поливать все эти драцены и лианы все равно будет некому? Засохнут!
Василий Петрович заверил, что этого не случится: «Если что — сами будем поливать!»
Получается прямо как в старинной русской песне: «Сами садик мы садили, сами будем поливать!»

В засыпанный снегом и замерзший Летний сад мы не пошли, там сейчас все равно ничего не разглядишь. Но показанный видеоряд убедил в одном: прежний сад не вернется. Летний сад, где многие поколения петербуржцев гуляли с родителями в детстве, где назначали свидания в юности, где мечтали на скамейках в зрелости и где вспоминали прошлое в старости, исчез и больше не вернется. Новый Летний сад скорее всего будет напоминать этакий парк аттракционов. С фонтанами, боскетами, голубятней, соболиными клетками и растениями в кадках вместо романтических тенистых аллей.

Зинаида АРСЕНЬЕВА,  фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх