Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 апреля 2024

Благодаренье снимку...

В Мраморном дворце открылась выставка «Иконы 60 — 80-х годов», подготовленная Русским музеем и Центром фотографии имени братьев Люмьер.

В Мраморном дворце открылась выставка «Иконы 60 — 80-х годов», подготовленная Русским музеем и Центром фотографии имени братьев Люмьер.

Понятно, что организаторы использовали модное нынче понятие «иконы стиля», чтобы привлечь публику. На самом деле речь идет о кумирах нескольких поколений. И о тех, кто кумиром не был, но чье лицо запечатлелось в сознании миллионов людей и в истории государства.

Андрей Тарковский, Анатолий Солоницын, шагающий по Москве молодой Никита Михалков, улыбающийся Юрий Гагарин, роскошная Джина Лоллобриджида — вот образы, которые тиражировались в прессе и на экране, которых знали в каждой квартире, которыми восхищались…

А рядом — советские вожди, трагикомические фигуры, вызывающие одновременно и смех, и страх: «дорогой Леонид Ильич», похожий на восковую персону, среди пионерок «Артека» или мрачный Косыгин в головном уборе «настоящего индейца», у всех вызывающий в памяти известное выражение «чудо в перьях».


60 — 80-е годы в СССР, на которые выпали хрущевская «оттепель» и брежневский застой, не стоит идеализировать.

И все же это было время, когда женщины укорачивали юбки и рожали детей, когда слово «ордер» вызывало мысли о новой квартире, а не об аресте, когда вся страна, затаив дыхание, следила за полетом первого космонавта, а в журнале «Москва» напечатали роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»...

Со многих репортажных фотографий, отобранных кураторами выставки в архивах, смотрят прекрасные, одухотворенные лица. Сравните их с медийными лицами нынешнего времени...

«В космосе я видел много звезд, но вы затмили всех!»

Ослепительная улыбка первого космонавта Юрия Гагарина — простого парня с княжеской фамилией — затмевала голливудские. Потому что была искренней, а не искусственной, что демонстрирует чудеса стоматологии.

Но еще больше мир был потрясен в 1963 году, когда в космос отправилась знаменитая «Чайка» — Валентина Терешкова. Они, пожалуй, были первыми советскими людьми, которые оказали влияние на мировую моду. Парижские модельеры во главе с Пьером Карденом и Андре Куррежем создали знаменитый космический, или футуристический, стиль, ставший одним из символов моды шестидесятых.

В Советском Союзе тоже любили своих космических героев. Но не меньше любили актеров итальянского кинематографа.

В 1960-е в Москве прошел Первый международный кинофестиваль, благодаря которому советские зрители увидели многих любимых актеров не только на экране, но и в реальной жизни.

Почетными гостьями II Московского кинофестиваля были Элизабет Тэйлор и Джина Лоллобриджида. Именно в Москве на торжественном приеме произошел знаменитый конфуз, вошедший в историю моды: обе кинозвезды, американская и итальянская, явились в одинаковых платьях. Тут любая женщина впала бы в истерику. А Джина Лоллобриджида лишь рассмеялась и помахала Тэйлор: «Привет, сестра!»

На выставке этой фотографии нет. Зато есть не менее знаменитая серия Мирослава Муразова, запечатлевшая прекрасную итальянку рядом с Юрием Гагариным. Джина смотрит на Гагарина с откровенным восхищением, а ему это льстит. Позднее актриса вспоминала, что первый космонавт посвятил ей стихи, в которых признался, что видел много звезд в космосе, но она затмила их всех.

В шестидесятые произошло еще одно событие: в Москву приехала знаменитая после фильма «Колдунья» Марина Влади, которая вскоре познакомилась с Владимиром Высоцким.


Мирослав Муразов. Джина Лоллобриджида и Юрий Гагарин. 1960-е.


Здесь я прямо как Ален Делон!


Непонятно, с какого бока к «Иконам 60 — 80-х» можно пристроить снимки Леонида Ильича Брежнева, выполненные его личным фотографом Владимиром Мусаэльяном. 

Но, видимо, эти снимки необходимы, чтобы ностальгия по минувшей эпохе не стала очень уж сладостной. Ведь эта эпоха сконцентрирована не только в прекрасных лицах Юрия Гагарина или Анатолия Солоницына, незабвенного Андрея Рублева. Но и в  бровастом лице вождя, целующегося с Эриком Хонеккером, восседающего, словно мумия, среди пионеров в «Артеке», пирующего на импровизированном пикнике в лесу во время охоты. Владимир Мусаэльян, конечно, мастер, что бы там ни говорили его критики. Ведь модель ему досталась не самая простая. Легко было американцу Жаку Лоу снимать в то же время, но в другом месте и в другом мире Джона Ф. Кеннеди — с его аристократизмом, харизмой, красотой, трагической гибелью, предчувствие которой было словно закодировано в его лице. Сам Мусаэльян вспоминал как французы попросили перед официальным визитом сделать более раскованные, свободные, не столь засушенные, парадно-выходные фотографии. Леонид Ильич посмотрев на  снимки, пошутил: «Я здесь прямо как Ален Делон!»

За кадром

Фотографии, сделанные Игорем Гневашевым на съемках фильмов Леонида Гайдая, Андрея Тарковского, Никиты Михалкова, запечатлели историю создания классики советского кино.

Игорь Гневашев — один из самых талантливых фотографов тех лет, снимал знаменитых актеров и режиссеров, так сказать, «за кулисами», «за кадром», в частной жизни, часто весьма трудной и неустроенной.


Игорь Гневашев. Юрий Яковлев на съемках фильма «Иван Васильевич меняет профессию». 1972 год.


Юрий Кривоносов. Аркадий Райкин. Съемка для журнала «Огонек».  1961 год.


Василий Шукшин в кожаном пиджаке, отдыхая в перерыве между съемками «Калины красной», присел на корточки, чтобы заглянуть в глаза повстречавшейся дворняги.

А вот забавное фото со съемки «Мертвых душ» с Александром Калягиным и Инной Чуриковой, когда на съемочную площадку вдруг властно вторглась уборщица с тряпкой.

Великолепные портреты Тарковского и Анатолия Солоницына, сделанные на съемках «Андрея Рублева», а позже — «Сталкера», пожалуй, можно сравнить по степени психологизма и выразительности с шедеврами мирового портрета в живописи.

Лица Тарковского и Солоницына, отмеченные духовной работой, на снимках Гневашева становятся почти ликами.

Всего на выставке 300 снимков, сделанных лучшими, талантливейшими фотографами. Из них, как из кусочков мозаики, легко сложить коллективный портрет эпохи...

↑ Наверх