Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Больницы разделят на казенные и автономные

Накануне майских праздников Государственная дума, а вслед за нею и Совет Федерации приняли очень важный закон. Называется он вполне нейтрально: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Но на самом деле ...

Высокое качество услуг не гарантируется

Накануне майских праздников Государственная дума, а вслед за нею и Совет Федерации приняли очень важный закон. Называется он вполне нейтрально: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Но на самом деле этот документ напрямую касается нас, рядовых граждан, так как меняет статус подавляющего большинства государственных организаций, превращая их, по сути, в чисто коммерческие предприятия.

Это значит, что объем платных услуг, предоставляемых больницами и поликлиниками, уже очень скоро резко возрастет. В законе так и сказано: «Предоставить право бюджетным учреждениям заниматься деятельностью, приносящей доходы, которые поступают в самостоятельное распоряжение этих учреждений». Такие организации фактически получат статус автономных, однако в документе они по-прежнему называются бюджетными. Они больше не будут финансироваться по смете, как раньше, а станут получать бюджетные субсидии на соответствующее госзадание плюс субсидии на содержание зданий и особо ценное движимое имущество. Остальные средства такие учреждения должны будут зарабатывать сами. Напомню, что до сих пор платные услуги в петербургских больницах составляли не более одиннадцати процентов услуг, оказываемых лечебным учреждением. При этом, по словам нашего эксперта председателя фонда «Единая медицина» Андрея Ануфриева, главврачи часто были озабочены не качеством услуг, а тем, как бы побольше заработать денег. Есть риск, что со вступлением в силу нового документа этот процесс примет еще больший размах. Вместе с тем закон не дает никаких гарантий повышения качества предоставляемых услуг. Есть опасность, что мы вынуждены будем платить деньги за некачественные услуги. Впрочем, время покажет.


Закон не дает никаких гарантий повышения качества предоставляемых услуг.


До 2012 года будет переходный период


Кроме бюджетных, в соответствии с новым законом, появится еще один тип учреждений — казенные. В документе о них сказано следующее: «Создать новый тип государственных (муниципальных) учреждений — казенное учреждение, статус которых по сути совпадает с закрепленным в действующем законодательстве нынешним статусом бюджетного учреждения с дополнительным ограничением в виде зачисления с 2011 года всех доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, в соответствующий бюджет». То есть такие учреждения останутся на полном государственном обеспечении. В сфере здравоохранения казенными будут только лечебные учреждения силовых структур, психиатрические стационары специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

Такое разделение начнет действовать для федеральных учреждений — с 1 января 2011 года, для региональных и муниципальных срок сдвинут на 1 июля 2012 года. До этого времени назначен переходный период.

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что цель закона — «повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг при условии сохранения либо снижения темпов роста расходов бюджетов всех уровней... путем создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансирования, а также для оптимизации подведомственной сети исполнительных органов всех уровней публичной власти».

Комментарии

Не повторить ошибки

Заместитель председателя комитета по здравоохранению Захар Голант:


— В новом законе речь идет абсолютно обо всех государственных учреждениях, в том числе и о школах, детских садах и, в частности, больницах, поликлиниках, федеральных институтах. Больше всего изменений произойдет с теми учреждениями, которые имеют статус бюджетных, а по сути автономны. Их собственником по-прежнему останется государство, но при этом они станут максимально независимыми структурами и будут полноправными участниками коммерческого рынка. Цель закона — не избавить организации от бюджета, а избавить бюджет от организаций. Но если это туберкулезная или психиатрическая больница или КВД, то логично, чтобы они оставались в чистом виде казенными. Правильнее, если учреждения, связанные с социально опасными заболеваниями, находятся на обеспечении государства.

Могу сказать, что перспектива получить статус фактически автономных вызывает опасения у руководителей самих лечебных учреждений и вызывает много вопросов у комитета по здравоохранению, так как крайне сложно будет контролировать финансово-хозяйственную деятельность таких учреждений. Но самая большая опасность, которая возникнет после реформирования, — это угроза полной утраты учреждений. Мы имели возможность наблюдать похожий процесс на примере государственных аптек, которые давно работают в автономном режиме. В девяностых годах в Петербурге было около 250 государственных аптек, а к 2004 году две трети из них были обанкрочены. Так что у нас существует огромное количество вопросов к этой системе.

Никому бы не хотелось, чтобы реформирование закончилось утратой определенного количества учреждений. Или надо изначально решить, что в таком виде то или иное учреждение государству не нужно, и для города будет правильнее продать их в частные руки, чем утратить за долги.

Вместе с тем правда заключается в том, что та система, которая существует сейчас, не позволяет оценить эффективность работы государственных учреждений. Кто сказал, что нам нужно, допустим, 250 поликлиник? Или 100 стационарных учреждений? Пусть учреждений будет меньше, но пусть они работают с большей эффективностью.

Надо сказать, что, принимая такой закон, государство не изобретает ничего нового. Мы идем вслед за теми процессами, которые происходят в мире. Подобная система уже действует в развитых странах. Разумеется, слепо идти по этому пути не нужно. В США, например, дореформировались до того, что людям стало трудно получить помощь в казенных учреждениях. Нам необходимо не повторить ошибки.

Нашего мнения никто не спрашивал

Главный врач городской наркологической больницы Дмитрий Константинов:


— Мы знаем много примеров, когда законы принимались, а потом корректировались по ходу дела. Одно могу сказать: нашего мнения никто не спрашивал. И сейчас пока не ясно, какие учреждения будут казенными, а какие автономными. Нет никаких списков и указаний. Важное значение имеет то, в каком состоянии находится стационар. Многие больницы за последние годы были отремонтированы, но остались и такие — и их немало, — корпуса и здания которых находятся не в лучшем состоянии, и их оснащение оставляет желать лучшего. Таким больницам будет трудно отправляться в автономное плавание. Согласен с тем, что систему надо оптимизировать. Сейчас в стационар «скорая помощь» часто везет людей, которые спокойно могли бы лечиться в поликлинике, а не занимать койко-место. Эффективность поликлинического звена надо повышать. Но каким образом это будет происходить?

Что касается наркологических больниц, то мы, по сути, всегда работали по госзаданию. У нас определенное количество койко-мест, и мы определенное количество больных должны пролечить. Поэтому надеемся, что так же будем работать и дальше. Пока у нас больше вопросов, чем ответов.

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх