Газета выходит с октября 1917 года Sunday 5 мая 2024

Борода в темном царстве

Лев Николаевич Толстой вообще-то умер 20 (по старому стилю — 7-го) ноября. Однако на днях в Музее политической истории России уже почтили 100-летнюю дату смерти великого писателя. Открытием выставки «Л. Н. Толстой — вчера и сегодня».

Лев Николаевич Толстой вообще-то умер 20 (по старому стилю — 7-го) ноября. Однако на днях в Музее политической истории России уже почтили 100-летнюю дату смерти великого писателя. Открытием выставки «Л. Н. Толстой — вчера и сегодня».

До осени еще далеко. Куда так с этим торопиться? 

Нет, не то чтобы организаторам хотелось приблизить грустную дату. Скорее это потребность поделиться новыми идеями. Ведь «толстовская» выставка — только часть более масштабного проекта «Public art о политической истории России».

— Мы решили использовать  весь потенциал молодых художников, — говорит главный хранитель музея заслуженный работник культуры и куратор выставки Светлана Ходаковская, — их яркие образы, их инсталляции, которые легко могут привлечь внимание. А нашему музею ведь очень нужно внимание. И мы решили, что сможем при помощи современного искусства поговорить о том, что у Толстого интересно с точки зрения политической истории. Например — то, как Лев Николаевич относился к смертной казни. (В этом году, между прочим, — 102 года с момента написания статьи «Не могу молчать».) «Лев Толстой и народ», «...и вера», «...и государство». Вот эти темы мы забросили в Интернет и устроили конкурс. Откликнулись одиннадцать художников. Некоторые нам совершенно не подошли. А шесть отобранных работ вы видите перед собой. Вот так ищущая, талантливая молодежь помогла нам внедриться в городскую среду...

Ну, не то чтобы в среду, а в сквер между особняками Бранта и Кшесинской. Отсюда приходит в музей любой посетитель — и уж точно не пройдет мимо выставки. Там и тут видно несколько штук арт-объектов, более или менее напоминающих о Толстом.  Посредине — огромный каркас. В центре подвешена блестящая вытянутая масса — полиэтиленовая, что ли. Это, как выясняется, борода — главный атрибут автора «Войны и мира». Борода испускает проволочные «лучи света», которые — гласит подпись — «проникают в самые темные, далекие уголки невежества, беззаконья, глупости».

— Это работа Юли Августинович, — поясняет Светлана Ходаковская. — Называется «Свет в темном царстве». — Когда солнце светит — борода вся сияет. 

Рядом другой экспонат. Голова, кисти рук, плоды, часы — все вроде бы бронзовое. Латинские подписи. Табличка гласит, что это «Метафизика смерти» Вадима Леухина. Сам автор, кстати, тоже здесь.


Самая интересная часть экспозиции — письма и фотографии русского классика.


— Тут все символически рассказывает об отношении Толстого к смерти. Вот, например, часы — они обозначают время. А видите, на голове сидит бабочка, как будто живая? В разных культурах, в японской например, — это символ смерти.

В углу сквера, как грибы на тонких ножках, торчат дорожные знаки. «Кирпич» мы знаем, но на других — рюмка, Наполеон, паровоз... С Наполеоном и паровозом как-то более-менее понятно. За остальными объяснениями приходится обратиться к автору, Лине Ладиной.

— Мне хотелось изобразить основные мысли текстов Толстого. Так, чтобы они были понятны сразу многим. Универсальные. Я — водитель, и дорожные знаки мне показались как раз подходящими, чтобы сжато изложить сюжет. Допустим, Наполеон — это к «Войне и миру». А «кирпич» — это роман «Воскресение». В смысле, необходимость остановиться и проникнуться духовным.


Художница Лина Ладина свела сюжеты романов Толстого к... дорожным знакам.


С откликом у общественности было пока, кажется, не очень. Посетители как-то недоуменно обходили инсталляции и особых восторгов не выражали. Похоже, зря организаторы устроили отсев, забраковав почти половину объектов: их и так-то было мало, а осталось — несколько «очень одиноких петухов». Аура не создается.

Наконец, надолго все экспонаты не могут занять, зацепить, позабавить. Среди них скучновато. Стало быть, то, что их мало, — это и к лучшему. Возможно, Музею политической истории не стоило бы ставить знак равенства между «современное искусство» и «интересное современному посетителю». Оно не всегда сходится. 

А вот принадлежащая музею коллекция личных писем, фотографий, открыток и книг, тоже выставленная неподалеку, — это, напротив, самая занятная часть экспозиции. 

Вот так жизнь побеждает искусство. Толстой бы порадовался.


Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх