Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 7 мая 2024

Брошу все — пойду в балет!

С 31 марта по 4 апреля в Петербурге в десятый раз пройдет балетный фестиваль «Dance Open»

С 31 марта по 4 апреля в Петербурге в десятый раз пройдет балетный фестиваль «Dance Open»



В этом году главным событием фестиваля станет празднование юбилея великой балерины Натальи Макаровой. Директор фестиваля Екатерина ГАЛАНОВА (на фото) рассказала корреспонденту «ВП» о том, какие еще сюрпризы ждут любителей балета.



— Как именно вы будете отмечать юбилей Натальи Макаровой?

— Макарова начала свою творческую жизнь в Мариинском театре, и, конечно, мы покажем то, что она танцевала на его сцене. Но, уехав на Запад, она работала со многими известными балетмейстерами, и отрывки из их хореографических произведений мы также включили в программу, чтобы отметить разные грани таланта этой великой балерины. Самой известной, можно сказать культовой, вещью в репертуаре Макаровой всегда было «Лебединое озеро», которое она танцевала на многих сценах. Публика, которая придет на вечер, увидит «черное» па-де-де из второго акта «Лебединого озера» в исполнении замечательных солистов Мариинки — Виктории Терешкиной и Данилы Корсунцева.
Одна из «визитных карточек» Макаровой — это балет «Онегин» в хореографии Джона Кранко, в котором она исполняла партию Татьяны. Адажио из «Онегина» Наталья Романовна исполняла на сцене Мариинского театра в свой последний приезд сюда в качестве балерины, когда она прощалась с публикой. Это было в конце 80-х годов. С того момента, несмотря на усилия театральных продюсеров и менеджеров, в России Кранко больше не исполнялся. Мы очень долго работали над тем, чтобы привезти хореографию Кранко, существовал запрет правообладателей на ее исполнение в России. И вот наконец мы рады сообщить, что петербургские зрители увидят это потрясающее адажио.

— Какие события будут самыми интересными на фестивале?

— Для меня дороги все концерты! Но я считаю, что самого большого внимания заслуживает наш гала-концерт, который состоится 2 апреля. В нем все — и разнообразие хореографии, классической и современной,  и участие лучших в нашей стране исполнителей. Назову лишь несколько имен: Виктория Терешкина и Леонид Сарафанов из Мариинки, Кристина Кретова и Семен Чудин из Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Наталья Осипова и Иван Васильев из Большого.

— В фильме Даррена Аронофски «Черный лебедь» показана работа над постановкой балета «Лебединое озеро». Молодая балерина идеально попадает в образ наивной и невинной Одетты, но ей не хватает страсти и «темных» качеств, свойственных «ведьминской» стороне женской натуры для создания образа Одиллии. Напоминает ли эта ситуация реальность? Насколько важны для балетных танцовщиков актерские способности, способность к перевоплощению?



— К сожалению, сегодня балерины в большей степени концентрируют свое внимание на технике исполнения, на чистоте линий и в гораздо меньшей степени на раскрытии характера персонажа, создании образа, то есть собственно на актерском мастерстве. Это отмечают все критики. Балет семимильными шагами идет к усложнению техники, усилению акробатической составляющей, теряя при этом драматическую, которая всегда была важна в этом виде искусства.

— В последнее время было много скандалов, связанных с «эротическими» фотосессиями балерин. Отчего такая ханжеская реакция?

— Я считаю, что реакция не ханжеская, а вполне нормальная. Когда в балетах Пины Бауш видим обнаженную женскую грудь, мы понимаем, что гениальнейший балетмейстер хотела донести до зрителя определенный образ, выразить конкретную мысль через это обнажение. Это была глубокая история — способ передать эмоцию, художественный прием. А когда балерина обнажается ради того, чтобы о ней написали в желтой прессе, и ей больше нечем удивить публику, то это не может вызвать уважения.

— В прошлом году призы вручали звезды спорта, эстрады, кино. Кому доверена эта роль сейчас?



— Да, тогда наших балетных победителей поздравили Алиса Фрейндлих, Николай Валуев, Алина Кабаева, Таня Буланова и Влад Радимов, Эдуард Хиль. В этом году традиция продолжится, люди искусства и политики — как это модно говорить сейчас, ньюсмейкеры — станут нашими «вручателями». Пока не буду приоткрывать завесу тайны — это артисты, спортсмены и политики, люди, зачастую не относящиеся к балету, но знающие, как тяжело и больно дается слава и как ценен каждый приз и каждое признание.

Беседовала Зинаида АРСЕНЬЕВА
Фото предоставлены пресс-службой фестиваля

↑ Наверх