Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Бывшие истребители сели за штурвал «АН-12»

...Перекрикивая рев турбин, ветераны вспоминают молодость и войну со слезами на глазах. Наталья Иванова и Галина Мышинская, работавшие на аэродроме, говорят: «Чего мы тут только не видели!»

...Перекрикивая рев турбин, ветераны вспоминают молодость и войну со слезами на глазах. Наталья Иванова и Галина Мышинская, работавшие на аэродроме, говорят: «Чего мы тут только не видели!» Рассказывают о тактике боя, которую применяли советские летчики. Немецкие самолеты обычно шли строем, который надо было разбить любой ценой. Как правило, ценой жизни...

Двадцать лет назад на Левашовском аэродроме в Выборгском районе собирались тысячи авиаторов, служивших здесь в годы войны. Теперь в живых остались единицы. Но они сохраняют традицию: проводят ежегодный урок мужества для молодого поколения. Сегодня на аэродром приехали шесть ветеранов. Они поднимаются на борт самолета, садятся за штурвал, с интересом изучают современную технику. Позируя фотографу, аккуратно отставляют палочки в сторонку, а потом ищут их: «Ну что, где мой «мерседес»?» Корреспонденты «Вечернего Петербурга» стали первыми и единственными гражданскими журналистами, которых пригласили на это мероприятие.

Влюбленные в полет

Во время Великой Отечественной войны с Левашовского аэродрома взлетали истребители, да и сейчас каждый четверг в воздух поднимается военная техника. Это единственный действующий городской военный аэродром, так что здесь царит обстановка строгой секретности. Все как в военном кино: проезжаем через пропускной пункт со строгим солдатом, а за ним — воинская часть. Аккуратные дорожки тщательно вычищены местными солдатами, строем направляющимися на взлетную площадку. Попасть на службу сюда, «в небо», считается большой удачей. «Тут каждый влюблен в полет», — говорит капитан Станислав Воробьев.

Тем временем из серого служебного автобуса выходят шестеро почетных гостей в форменных кителях, увешанных наградами.

Вместе с ними в автобусе старшеклассники из школы № 472 имени Карпова — летчика, который совершил полтысячи боевых вылетов с этого аэродрома, сбил десятки фашистских самолетов, а о том, что стал дважды Героем Советского Союза, узнал, только когда завершилась война. В поселке Левашово ему установлен памятник.

На взлетной полосе красуется «Ан-12». Школьники устремляются к трапу, а ветераны заботливо начинают причитать: «Шапки наденьте, простудитесь!»

За детьми на борт поднимается 86-летний майор Николай Сергеев. Николай Дмитриевич — председатель Совета ветеранов второго гвардейского Ленинградского истребительского корпуса. Во время войны служил специалистом по авиационной технике в команде у Карпова.


Николай Сергеев служил на «Як-7» у дважды Героя Советского Союза Карпова, а теперь сел на место пилота в «Ан-12».

 


— Одного летчика обслуживали по 40 человек, — вспоминает ветеран. — Правда, мы воевали не на реактивной технике, как «Ан-12». Я вот работал с «Як-7».

Тем не менее Николай Сергеев навыков не потерял: разгоняет молодежь, облепившую место летчика, и садится за штурвал. Говорит, что этот самолет в воздух, наверное, самостоятельно не поднял бы. Но похоже, что просто скромничает.

Уроки мужества

Военные летчики могут лететь чуть ли не с закрытыми глазами. У тех, что служат на Левашовском аэродроме, даже упражнение такое есть: стекло завешивают шторками и машиной приходится управлять только по показаниям радаров. Так что даже незадавшаяся погода не мешает поднять «Ан-12» в воздух.

Перекрикивая рев турбин, ветераны вспоминают молодость и войну со слезами на глазах. Антонина Ушакова и Галина Мышинская, работавшие на аэродроме медсестрами, говорят: «Чего мы тут только не видели!» Рассказывают о тактике боя, которую применяли советские летчики. Немецкие самолеты обычно шли строем, который надо было разбить любой ценой. Как правило, ценой жизни.


Слева направо: ветераны ВОВ  Анжелика Кейда, Антонина Ушакова,  Алексей Шутшеков, Николай Сергеев, Галина Мышинская, Наталья Иванова слушают концерт, подготовленный учениками Дома культуры поселка Левашово.

 


— Санитарная машина всегда была наготове, — дрожащим голосом рассказывает школьникам Антонина Яковлевна. — Мы, медсестры, считали, сколько улетело самолетов и сколько возвращается. И каждый раз сердце обрывалось при этих подсчетах. Иногда самолет садился уже весь изрешеченный. То есть летчик, даже умирая, думал только о том, как бы сохранить технику.

— А еще под сиденьями летчиков были бомболюки, — продолжает Анжелика Кейда, служившая штабным разведчиком-шифровщиком. — Так вот в эти бомболюки садились 17-летние девчонки и заправляли орудия перед выстрелами. Заложат бомбу, захлопнут створки, соберутся, съежатся и ждут. Ведь малейшее неловкое движение пилота — и вместо бомбы полетит девушка! Но в нашей части таких случаев не было. Парни ценили жизни девчонок, пожалуй, выше собственных.

Времена легче не стали

Теперь очередь молодежи удивлять, и ветеранов везут в местный Дом творчества. «Для наших «авиаторов» всегда готовим новую концертную программу», — рассказывает директор дома Зинаида Карасева. Тут и фольклорный ансамбль «Колокольчик», и вокальный «Созвучие», и танцевальный «Радость». Все стены завешаны их дипломами и призами.

— Я тут себя чувствую молодой, — признается после концерта ветеран Наталья Иванова. — Как будто сама танцую и пою «Катюшу».


С Левашовского аэродрома — единственного в Петербурге — раз в неделю в воздух поднимается военная техника.

 


— А ты что, не молодая, что ли! — возмущается бывший техник корпусной авиаэскадрильи Алексей Шутшеков. По-джентльменски подавая Наталье Николаевне пальто, он приговаривает: «Швейцара-то нет, а я мужчина как-никак, как минимум по паспорту».

Ветераны шутят друг над другом и веселятся.

— А как же, это же люди из авиации, — говорит заместитель командующего частью Андрей Клюшниченко. — Я вот горжусь, что мои прадеды и деды именно такие — сильные. Устояли тогда, на войне, и сейчас сохраняют стойкость характера. Война ведь кончилась, а времена легче не стали.

Времена и правда не легче. Вот Антонина Ушакова, например, жилье достойное так и не получила. Только деревянный домик с удобствами на улице и без отопления. Ее даже не поставили в очередь — предложили продать дом на аукционе и попробовать купить комнату в коммуналке. Так она и теснится у дочки.

Без показухи


Этот день заканчивается вручением подарков и коротким торжественным словом заместителя начальника отдела социальной защиты администрации Выборгского района Елены Фидриковой. Она и занималась организацией всей этой программы.

Приятно смотреть на то, как ветераны радуются. Они говорят, что главное для них — возможность общаться, при этом не устраивая из происходящего «показуху для СМИ». И правда, на мероприятии нет никого, кроме непосредственных участников и корреспондентов «Вечернего Петербурга», которые к тому же активно участвуют во всем происходящем: посидели за штурвалом «Ан-12» и вместе с авиаторами возложили цветы к памятнику Карпову.

Вечером ветеранов снова привозят на аэродром и угощают там настоящим военным то ли обедом, то ли ужином. Солдаты выносят рассольник с перловкой, квашеную капусту с рыбой и пирожки с повидлом.

— В авиации всегда были хорошие повара, даже когда нас кормили баландой, они готовили ее хорошо, — вспоминают ветераны. — И вообще авиация — понятие всеобъемлющее, и в ней хорошо все!

Ирина Панкратова, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх