Газета выходит с октября 1917 года Thursday 16 января 2025

Царское Село может лишиться ценной коллекции

Большая часть картин, графических работ, иллюстраций, созданных известным петербургским художником Владимиром Бантиковым, к концу апреля рискует оказаться на улице

 


Как рассказала вдова художника Людмила Усачева, огромное художественное наследие ее мужа, жившего и творившего в Царском Селе, — около 300 работ — сейчас находится под угрозой уничтожения. Дело в том, что еще почти 20 лет назад, летом 1991 года, Людмиле Васильевне удалось с помощью Союза художников и тогдашних депутатов Ленсовета зарегистрировать один из первых частных музеев — «Дом-музей художника Бантикова». В том же году администрация Пушкинского района подписала договор о передаче дома, где жил и работал Владимир Бантиков, в пожизненную аренду музею. Но с тех пор Людмиле Васильевне так и не удалось ничего сделать — в дом, переданный музею, через год неожиданно была вселена и прописана большая семья. Спонсоры, которые готовы были помочь реконструировать дом, отступились — здание находится в тяжелом состоянии, требует серьезного ремонта, а тут потребовалось еще и расселить большую семью…


Владимир Бантиков — сын известного в свое время художника, бывшего фронтовика, Андрея Бантикова, жившего в Пушкине.
— Владимир не просто унаследовал его талант, он вырос в значительного мастера, создал свой собственный, особый художественный мир, — говорит Сергей Левандовский, старший научный сотрудник Русского музея, доцент Института им. Репина. — Его работы продавались на зарубежных аукционах наравне с картинами Верещагина, Айвазовского. Это уникальное наследие, которое нужно сохранить!
По словам художников, архитекторов — друзей семьи Владимира Бантикова, — у них складывается впечатление, что на участок земли, где стоит этот небольшой двухэтажный флигель (Московская ул., 19), уже нашлись претенденты. Как рассказала Людмила Усачева, официальная экспертиза, которая проводилась по распоряжению районной администрации, была «визуальной» — то есть внутрь дома для осмотра перекрытий, внутренних помещений, крыши никто из экспертов не входил. Друзья семьи заказали независимую экспертизу, которая определила не только ценность коллекции работ, но и историческую, культурную ценность самого здания.
— Мы подняли все архивы, — рассказал Александр Сильнов, руководитель учебной творческой мастерской, член Союза архитекторов России. — Это здание — сохранившийся с конца XIX века флигель усадьбы известной семьи Голлербах. И вполне возможно, что в ближайшее время этот дом будет признан памятником.

Все эти годы Людмила Усачева исправно вносила арендную плату, оплачивала коммунальные услуги, уборку двора. Собственник дома — администрация Петербурга — за это время, по словам вдовы художника, не сделал ничего для поддержания здания: здесь ни разу не проводился ремонт, а этой снежной зимой коммунальщики как будто специально сдвигали снег к стенам дома. Администрация предлагала Людмиле Усачевой выставить работы ее мужа — например, в помещении «Царскосельской усадьбы». Но это совсем небольшое здание с крошечными залами, а многие работы Владимира Бантикова имеют достаточно солидные габариты. Сейчас власти предлагают устроить временную выставку в помещении администрации. Но дальнейшей судьбой коллекции и музея Владимира Бантикова, похоже, обеспокоены только его семья, другие художники, но не чиновники.
— Я почти двадцать лет отказывала себе во всем, хранила коллекцию и дом, — говорит вдова. — А сейчас все это хотят разрушить. Мы предлагаем фактически готовый музей, место, где все помнит дух творчества, сохраняет атмосферу, в которой творил мой муж. А нам предлагают убираться на все четыре стороны. Если это случится, мне останется только вывезти коллекцию из России.

Наталья ШКУРЕНОК, фото автора

↑ Наверх