Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 25 декабря 2024

Чайковский просто не верил в любовь

Дорогие читатели! Сегодня мы начинаем публикацию цикла бесед с музыкантом, ученым, ведущим экспертом Нобелевского концерта Михаилом Казиником. Беседа первая: тема — МУЗЫКА. Зачем культурная элита России принижает гениев?

Дорогие читатели! Сегодня мы начинаем публикацию цикла бесед с музыкантом, ученым, ведущим экспертом Нобелевского концерта Михаилом Казиником. Беседа первая: тема — МУЗЫКА.

Зачем культурная элита России принижает гениев?

Михаил Казиник — музыкант, музыковед, культуролог, писатель, режиссер, актер, профессор Драматического института Стокгольма, ведущий эксперт Нобелевского концерта. Родился в 1951 году в Ленинграде. Рос в Витебске. С 1991 года живет в Швеции, работает в Драматическом институте Стокгольма и Высшей школе бизнеса Скандинавии, пропагандирует классическую музыку по всему миру, ведущий музыкальных передач на радио SBS в Австралии.

Совместно с режиссером Натальей Кугашовой в Мастерской Игоря Шадхана создал цикл из 64 фильмов «В свободном полете, или ad libitum», посвященных мировой музыкальной культуре. Сотрудничает с российскими радиостанциями «Орфей» и «Серебряный дождь».

Автор книги «Тайны гениев, или Книга для людей с еще не потерянной генетической памятью».

Проводит ежегодные конференции врачей на острове Готланд и в Стокгольме. Конференции посвящены целительной силе музыки.

Страна дорогих помидоров

— Михаил Семенович, вы приверженец классической музыки. А как относитесь к новым музыкальным направлениям?

— Согласитесь, все, что происходит в массовой музыке, как элементы всегда входило в классическую. Если вы послушаете «Бабу Ягу» Мусоргского в оркестровке Равеля, то совершенно четко услышите тяжелый рок. И не случайно «Deep Purple» выступали с симфоническим оркестром. Такую связь можно прослеживать и ближе к современности. А в последнее время от музыки ответвились различные направления, которые на самом деле перестали быть музыкой. Они стали явлениями «угревой сыпи», гормональной недостаточности подростков. Причем 50-летние благополучные миллионеры, которые пиарятся на разных каналах, играют на этих гормонах. Вот подросток не знает, кого убивать: папу, маму, учительницу, — у него гормоны играют. Он растет с огромной скоростью, ему еды не хватает, витаминов не хватает. Ну что это такое? У вас помидоры стоят пять-шесть долларов за килограмм.

— А сколько, кстати, в Швеции помидоры стоят?

— Сейчас скажу. Там кроны. В пересчете будет — 2 доллара, а сейчас весна, и уже появились по одному доллару за килограмм. В нашей северной стране фрукты и овощи стоят дешевле, чем у вас. В любое время года.

Но вернемся к музыке. В тоталитарной системе появляется все более тоталитарная, агрессивная музыка. И эти 50-летние миллионеры цепляют подростков как раз на этой агрессии. Потом эти подростки вырастают, и им уже мало только слушать RnB или doom. Так происходит во всем мире. Но в России нет противостояния этому.

А, например, в той же «бескультурной», с точки зрения жителя культурной cтолицы, Америке более пяти тысяч профессиональных симфонических оркестров... И любой нормальный ребенок даже из самых злачных районов с детства ходил с родителями в церковь и слушал Реквием Моцарта, кантаты Баха. У ребенка всегда была альтернатива. И тогда все эти рэпы воспринимаются не как музыка, а как социальная форма заполнения звуковой среды. Как средство для того, чтобы оторваться, раздрыгаться, распрыгаться, а потом вернуться назад, в жизнь.

Преступление века

— А в России?

— В России с нашей школой, с нашим высшим образованием, с нашим отношением к культуре некуда возвращаться. Большинство людей с навязшим на зубах представлением о гениях так и проживают жизнь. И они даже не получат шанса на то, чтобы открыть для себя
подлинное.

— Страшно.

— Это не просто страшно. Это преступление века. Целая страна по-настоящему оторвана от всего. Когда я встречаюсь здесь с чиновниками, с методистами, от которых хоть что-нибудь зависит, они смотрят на меня тупыми глазами, абсолютно безразличными, абсолютно незаинтересованными. По сути, впервые в истории не в приоритете культура, риторика. Практически всю страну отлучают от подлинных ценностей. Причем так быстро, что мы можем стать свидетелями развала цивилизации, который произойдет за каких-то 10 — 15 лет.

—  Ну как же культура не приоритет?! У нас же целый телеканал вещает.

—  Это вы про их диалоги?! «А помните, как мы были в Амстердаме и ваш муж сыграл побочную партию несколько быстрее, и это по сравнению с парижским исполнением было очень неожиданно...»

Тусовка бабочек. В умирающей стране сидит «бомонд» — сливки, которые создают общество из избранных, способных прикоснуться к культуре. Тем самым отвращая от нее. Культура — не священная корова.

Мало того, вы послушайте, что говорят эти бабочки: «Чайковский любил мальчиков, а Глинка был простым чиновником». «Жизнь за царя»? Ерунда. Они пытаются «присадить» всех гениев. Превратить их в таких же шаромыжников, как и мы с вами. Изучая гениев, можно цитировать Ахматову — «когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда...» И многие критики, находя этот сор, пользуются им, принижая гения.

Ромео и Джульетта всегда погибают

— Так был Чайковский гомосексуалистом?

— Я, когда понял, что Чайковского будут обвинять в этом, даже противоядие придумал. В данном случае речь идет о творческом кредо композитора. Потому что Чайковский пришел к убеждению, что самая большая трагедия в мире — это отсутствие любви между мужчиной и женщиной. Для него один всегда любит другого чуть-чуть меньше, причиняя тем самым огромные страдания.

Была в его жизни баронесса фон Мекк. Она любила его музыку и платила ему большие деньги, которые давали Чайковскому возможность в сложные времена становления жить безбедно. У него были к ней чувства. Но как нужно вести себя с женщиной, которая платит тебе деньги? Влюбиться, влюбить? Начать держать друг друга за руки? Для него это был очень щекотливый момент. Одно дело спонсор — Третьяков какой-нибудь. А тут — женщина. С одной стороны, чувствительная, нежная. С другой — жесткая. К ее дочери сватался ее семейный музыкант, юный Дебюсси. Она отказала. Юный гений воскликнул: «Мадам фон Мекк! Вы же так любите музыку!» На что фон Мекк ответила: «Я очень люблю музыку. Я и лошадей люблю. Но это не значит, что я отдам свою дочь за конюха». Не уверен, что в социальном плане она могла считать и Чайковского ровней себе.

Поэтому Чайковский не пишет романсов на стихи Пушкина. Он не верит Пушкину, что тот все время влюблен в разных женщин. Ни одного романса о любви. И это великая трагедия русской культуры.

— А «Евгений Онегин»?

— Так там же у героев ничего не получается. Ленский любит Ольгу. А кто такая Ольга: «Я не способна к грусти томной...» А Татьяна любит Онегина. Настолько любит, что получается целая опера в опере. А он: «Когда бы жизнь домашним кругом...» И здесь Чайковский говорит — Пушкин прав. И у Чайковского это самая великая трагедия. Ромео и Джульетта всегда погибают. Не гомосексуализм, а вот это его трагедия. А гомосексуализм? Был ли он? В условиях больного общества очередной негатив позволяет желающим устроить себе пиар за счет очередного гения.

— А зачем?

— Они считают, что люди не будут слушать радио, смотреть телевизор, читать газеты, если там не будет негатива. Так преподносятся новости. Так сейчас преподносится культура. Неправда. Мои передачи по радио ждут с нетерпением сотни тысяч людей. Я говорю им о том, что нам досталось все гениальное творчество, и пытаюсь нащупать те источники, к которым прикасались гении, создавая свои произведения. И из их биографий мне нужно только то, что помогает понять произведение. Мне пишут тысячи писем. И одна учительница из Сибири написала: «Спасибо, я теперь знаю, что рассказывать детям».

↑ Наверх