Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 3 июля 2024

Черный «квадроманеж» отменен

Вместо него город одарят «эквивалентом Сфинксов»

Вместо него город одарят «эквивалентом Сфинксов»

Задрапировать Конногвардейский манеж траурной тканью в белые ночи — таким было предложение авторов выставки «Гении и шедевры», которая пройдет в этом здании в июне — июле.
В минувший четверг авторы пришли защищать свою идею на заседание Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга. Рассказав о том, что упаковка зданий, мостов, скульптур и даже островов весьма распространена во всем мире и привлекает к себе миллионы туристов, представители продюсерского центра предложили впервые распространить этот опыт и на Петербург — сделать из Манежа «квадроманеж»: объемную модель «Черного квадрата» Малевича. Привязку имени гения и его шедевра к данному месту Петербурга авторы идеи объясняют тем, что Казимир Малевич жил в нескольких шагах от Манежа — в том здании, где сейчас горпрокуратура.

— Черной баннерной тканью, натянутой на несущие конструкции — реставрационные леса, здание будет задрапировано на всю длину (135 метров). Весь ансамбль, исключая парадную лестницу. А на открытии художники кинжалами прорвут ткань на входе в зал, — поведала сценарий открытия выставки Татьяна Алексеева, гендиректор продюсерского центра.

Членам совета пообещали также, что на выставку прибудут «порядка десяти нобелевских лауреатов, обсуждается также тема приглашения Габриеля Гарсия Маркеса». Что касается самой экспозиции, то ее погрузят в полный мрак, а посетителей снабдят фонариками. Лучи света в темном царстве будут символизировать собственную точку зрения публики.

— Мы в прошлом году упаковывали Морской собор в Кронштадте, — задумчиво заметила по поводу беспрецедентности такого проекта в нашей местности Вера Дементьева, председатель комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.

И продемонстрировала фото собора, по маковку укупоренного в полиэтилен: упаковка была сделана ради реставрационных работ — подать их как художественную акцию не додумались, не хватило креатива... В общем, Вера Анатольевна сразу ввела язвительную ноту в обсуждение.

— Сомневаюсь, что моя позиция встретит поддержку членов совета, — осторожно заметил официальный рецензент проекта Михаил Мильчик. — Но при условии сохранности фасадов я не вижу ничего страшного, и хотелось бы поддержать эту скандальную идею. Это полезное начинание, потому что оно вызовет у петербуржцев ощущение шока. Позволит ответить на вопрос, что было бы, если б мы начали внедрять в ансамблевую застройку современные элементы.

А наступило бы «полное разрушение прекрасного». Михаил Мильчик призвал выдержать эту шокотерапию в течение 21 дня.

— В самый пик белых ночей черный квадрат станет физической доминантой главного исторического пространства! Это хуже, чем каток на Дворцовой площади! — воскликнул архитектор Никита Явейн.

— Шок у нас и так постоянно, — поддержал его сопредседатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александр Марголис, указав на купол новопостроенного отеля на Почтамтской и «навершие» «Стокманна» на Невском. — Это кощунственно. Это карикатура на Малевича. Это стеб — при том самый разнузданный!

Нина Шангина, руководитель Союза реставраторов города, резонно указала, что установка и разборка строительных лесов — дело не одномоментное. В разгар туристического сезона город получит стройку под боком у Исаакия и массу технических проблем с парусящей на ветру, небезопасной для здания конфигурацией.
В итоге Совет по сохранению культурного наследия, состоящий преимущественно из патриархов культурного слоя города, упаковочный арт-проект к исполнению не рекомендовал. А председатель КГИОП Вера Дементьева однозначно заявила, что ее ведомство его запретит — как угрожающий сохранности здания-памятника.

Алла РЕПИНА

«Это явление коллективного невроза»

«Вечерний Петербург» обратился за комментарием к присутствовавшему на заседании автору арт-проекта Сергею ДАВИТАЯ. Комментарий по горячим следам отказа вышел эмоциональным.

— К сожалению, в том совете, который мы наблюдали, не было ни одного человека, которого я могу отнести к участникам выставки, а именно к гениям либо к людям, которые сотворили шедевры. Это проявление бездарности в виде протеста. Явление коллективного невроза, — поставил диагноз «ретроградам» Сергей Давитая. — Разговор о том, что параллелепипед черный не похож на черный квадрат Малевича, говорит об образовательной отсталости. С точки зрения лесов — вопрос только в цене. Если это леса, которые параллельно стоят со стенками зданий, это примерно миллион долларов. Если стоят, касаясь стенок зданий, это примерно 100 тысяч долларов. Наша задача с самого начала была — поставить щадящие леса, потратить на это миллион и не переживать.

— Эти люди безграмотны с точки зрения искусства. Может быть, это хорошо для города — он таким образом защищается от слишком резких технологий развития, — предположил Сергей Давитая. — Но проект переживет этих людей. Не в этом году — так в следующем.
Что касается ближних планов, то Сергей Давитая напомнил «Вечернему Петербургу»:

— Я автор праздника корюшки. Восемь лет подряд я дарю его городу и спонсирую.
В этом году он обещает провести его в «Ленэкспо» в расширенном формате.

— Мы делаем городу много подарков, просто стараемся быть в тени, — упомянул г-н Давитая и о своих соратниках. — К лету сделаем удивительный подарок, которого с семнадцатого года никто себе не мог представить. Это будет особый подарок — возврат Петербургу его исторического столичного статуса. Будет установлен на набережной. На какой? Секрет. Это будет скульптура и одновременно знак. Древнейший исторический объект. Старше Петербурга намного. Эквивалент сфинксов.

Также Сергей Жанинович поведал журналистам, что «все наши проекты поддерживают первые лица», но за их отсутствием на совете комментарий о поддержке Давитая мы взять не смогли.

↑ Наверх