Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2024

Чей тротуар?

После трех или четырех теплых и темных зим в небесной канцелярии решили: хватит бездельничать — и завалили Петербург снегом. Да так, как целых 130 лет не выпадало. Официальная статистика говорит о 20 сантиметрах белого покрова.

После трех или четырех теплых и темных зим в небесной канцелярии решили: хватит бездельничать — и завалили Петербург снегом. Да так, как целых 130 лет не выпадало. Официальная статистика говорит о 20 сантиметрах белого покрова. Но от припаркованных машин видны лишь крыши, а люди порой проваливаются в сугробы почти по пояс. Петербург XXI века напоминает местами блокадный Ленинград. Особенно когда видишь пожилых.

В выигрыше — трудолюбивые

Для очистки маршрутов важных персон от мест их отправлений до станций метро «Горьковская» и «Звенигородская», которые в субботу открывали, была стянута вся возможная снегоуборочная техника. И занята она была на этих мероприятиях с 9 утра до полудня. Петербуржцам, о благе которых думали в то субботнее утро, до метро порой было не добраться. Да что там до метро — до ближайших магазинов.

И самое интересное то, что если обычно стихия сваливалась на Петербург неожиданно, то на этот раз все городские службы были предупреждены синоптиками о возможных аномалиях.

Начиная с прошлого четверга чиновники, получая прогнозы о продолжении снегопада, говорили о нем журналистам в прошедшем, а не в будущем времени. Но надежды не оправдались. Добила их суббота. Причем понятно это стало с самого утра. Оперативный штаб по ликвидации последствий сильного снегопада вице-губернатор Алексей Сергеев почему-то собрал только тогда, когда открывали «Звенигородскую».

Лишь тогда для уборки тротуаров и улиц было решено привлечь все возможные ресурсы — 2000 солдат, тысячу бойцов МЧС, технику не только профильных спецтрансов, но и дополнительную — подрядных организаций, дорожных и строительных компаний, садово-парковых хозяйств. В итоге ее набралось 2000 единиц.

Корреспондент «ВП» с пяти вечера субботы гулял по городу в поисках снегоуборочных машин и людей с лопатами — площадь Александра Невского, Синопская набережная, Херсонский проезд, Исполкомская улица, проспект Бакунина, Евгеньевская улица, Кирилловская улица, 10-я Советская, улица Моисеенко, 9-я Советская, Суворовский проспект, Кирочная улица, Таврический сад, улица Чайковского до Лиговки. Скажу честно: за весь путь не встретил ни одного представителя городских служб — ни людей, ни техники. Нет, вру. Дворников видел. Но они занимались тем, что за деньги откапывали машины автовладельцам.

Суворовский, Кирочная были очищены — проезжая часть полностью. Тротуары лишь частично. Таврический сад был единственным местом, где можно было нормально пройти. На всем остальном маршруте снег лежал толстым слоем.

Да, пропустил интересное наблюдение. Некоторые предприниматели, чьи конторы или магазины выходят дверями на улицы, подошли к проблеме доступа к ним клиентов добросовестно. Вот на этих участках было чисто. Как рассказал заведующий одним круглосуточным магазином, его грузчик уже пять дней как переквалифицирован в дворника и при этом особо не утруждается — это полуметровые сугробы грести тяжело, а если чистить снег по мере его накопления, то пяти минут хватает, чтобы очистить путь.

 

Солдаты, бойцы МЧС... людей все равно мало. Нужно на порядок больше.

 


У четырех ведомств асфальта не видно

Почему в одном месте чисто и никто не потеет, а в другом — снега завались и трактор буксует?

Дворников в Петербурге — около тысячи, что, понятно, очень мало. И понятно почему. Зарплаты. Когда зовут, говорят, что можно заработать 14 тысяч рублей, а платят 6 — 8 — маловато. Понять же, кто кому и за что платит, очень сложно.

Поясню. Есть дом. Так вот, его двор должны убирать дворники жилкомсервиса, тротуары (беру свой район) отданы управляющей компании ООО «ЖЭК «Созвездие», за газоны отвечает Садово-парковое хозяйство, за проезжую часть — ОАО «Спецтранс». То есть на 10 метрах ответственность делят четыре хозяйствующих субъекта. И три из них, как видно, — частные компании. Они сидят на госзаказе и получают деньги за каждый чих, чего-то сверх меры ни за что делать не будут.

Пример того, как частники делят ответственность, привел депутат муниципального совета «Петровский округ» Дмитрий Ильковский: «Район попросил нас помочь с урнами. У них не хватало средств. Мы купили 23 урны и расставили их по округу. Через несколько дней видим, что их никто не убирает. А Петроградская автобаза «Спецтранс» прислала письмо —  «поставили урны, вот сами их и убирайте. А в нашей адресной программе их нет».

Достаточно наглядно. Это о том, что сверх чиха. Кстати, уверен, что чиновники часто гостят у ближайших соседей — в Финляндии, Швеции. Неужели они не видят, как там построена эта работа? Например, с урнами. Целый день по району ездит специальная машина, в которой сидят люди, которые, курсируя по одному маршруту, вычищают урны. И получает их компания деньги не за каждую опрокинутую рабочими урну, а за то, что мусор из этих урн на асфальт не вываливается.

 

Ноу-хау местных жителей: осторожно, сосульки!

 


Муниципалов не спросили

Есть у города и второе направление по уборке снега. Это специальные машины. Их около пятисот. Правда, как «Вечернему Петербургу» признались в КБДХ, они практически бесполезны. Дело в том, что наши тротуары заставлены рекламами, осветительными опорами, разного рода крылечками и скамейками. А такие препятствия в большинстве случаев снегоуборщики взять не могут.

В общем, город со снегом не справился, запутавшись в своих подрядчиках. Да и все глобальные идеи коммунальщиков вроде закупки мультифункциональных машин для уборки тротуаров на деле проваливаются..

Как пояснил Дмитрий Ильковский, в «Петровском округе» давно думали, что можно было бы взять если не уборку, то контроль за уборкой — конечно, не проезжей части, а дворов и тротуаров на себя: «Но деление полномочий — процесс долгий. Пока же мы можем помочь этому процессу. Например, по возможности механизировать ручной труд, закупить небольшие снегоуборочные машины. Они ведь и не такие дорогие. Одни — шириной в лопату, другие — в две лопаты. Кому как не нам, муниципалам, знать, на какой тротуар какую машину выводить. Для одних тротуаров только узкие подойдут, на другие можно и широкие комбайны выпустить. Да и особых специалистов для их управления не надо. Они доступны и обывателю. А российских женщин, в стихию с утра до вечера махающих совковыми лопатами, даже очень жалко».

Надо сказать, что так происходит по всей стране. И за все подобные вопросы отвечают муниципалитеты. Только Москва и Петербург — особенные субъекты Федерации. Москва берет количеством денег и выпускает армию дворников. А вот Петербург постоянно оказывается заваленным снегом или утопающим в жиже. Мы надеемся, что последний катаклизм подтолкнет чиновников к активным действиям, ведь дураку ясно, что в системе уборки территорий что-то надо менять. Причем кардинально. А деньги? Так Дмитрий Медведев давно говорит — сокращайте управленческий аппарат.

Фото Аллы РЕПИНОЙ

↑ Наверх