Газета выходит с октября 1917 года Sunday 19 мая 2024

ЧП городского масштаба

афише Театра им. Комиссаржевской появился спектакль «Доходное место» — по знаменитой пьесе Островского про чиновничий беспредел.

В афише Театра им. Комиссаржевской появился спектакль «Доходное место» — по знаменитой пьесе Островского про чиновничий беспредел. Но современные мздоимцы и беспутники в солидных креслах могут спать спокойно. Произведение режиссера Игоря Коняева угрожает только зрителям с чувством меры и вкуса. Но зато угрожает самым что ни на есть серьезным образом

В одном из интервью перед премьерой народный артист России Иван Иванович Краско рассказал, как ему хотелось единственное непечатное словечко ввернуть в классический текст — оно бы соответствовало удручающим изъянам государственной системы, которые со времен Островского остались в неизменности. Но режиссер Игорь Коняев запретил — текст классика предпочел оставить без отсебятины. И оно, конечно, похвально. Факты алчности и беспардонства слуг народа, описанные Островским, в усилении не нуждаются. Пример бережного отношения к первоисточнику преподал Коняеву, вероятно, его учитель, Лев Додин. От мастера же Коняев мог узнать и великую тайну профессиональных режиссеров: сюжет спектакля складывается не из текста пьесы, а из образов, метафор, интонаций и иного строительного материала постановщика.
Ну вот, допустим, сказано у Островского, что главный герой — чиновник высокого ранга Аристарх Владимирыч Вышневский (его как раз и играет Иван Краско) — живет в дорогом, великолепно отделанном доме, а режиссер Коняев селит его в элитный ресторан, на фронтоне которого красуется название, призванное привлечь туристов-гурманов, — «Островский» (художники Петр Окунев и Ольга Шаишмелашвили).
Мысль режиссера будто бы нетрудно разгадать: зажрались, мол, господа хорошие. Но вот странность: Вышневский не только живет в ресторане, у него здесь и парикмахерская, и гардеробная, здесь же и присутствие находится. Сюда на работу является его, как сейчас бы сказали, первый зам Юсов (Владимир Богданов) — в меру упитанный мужчина, чрезвычайный любитель фокусов: он то заставляет подчиненных на счет три выдавать ему сюрпризы, а то, изрядно подвыпив, сам раздевается до трусов, усаживается в таз с водкой и принимается ее, родимую, через рот извергать. Фокусы подчиненных так же пошлы — больше всего начальнику нравится тот, что придумал самый старательный лизоблюд Белогубов (Родион Приходько): раз, два, три — и он напяливает на голову заячью шапочку с ушками. Таково, в общем и целом, представление режиссера о вакханалии власть имущих — вульгарные, но вполне невинные забавы идиотов с театральным уклоном. Островский между тем сочинял историю про страшную государственную машину, тепленькими вербующую прекраснодушных молодчиков, не оставляющую ни малейшей лазейки к солнцу мыслям и чувствам благородным.


В 70-е годы прошлого века «Доходное место» ставил Марк Захаров. Молодого человека по фамилии Жадов, осмелившегося иметь идеалы, играл Андрей Миронов — то был нежный, искренний юноша, звездный мальчик, любимец и надежда поколения. Его крах выглядел поминками по недолгой оттепели. Спектакль, кстати, не прошел и двух раз. Запретили. У Коняева Жадов — нервный мальчик из ближайшего клуба. Вернее, мальчика-то никакого нет. Есть маска дурачка, статичная и скучная. Как и у остальных персонажей. Уж не знаю, в каких словах сформулировал постановщик задачу хорошей актрисе Евгении Симоновой, но ее мамаша Кукушкина, чиновничья вдова, — вульгарная особа в красном костюме, которая виляет бедрами, разговаривает и жеманничает как дешевая проститутка.
И дело не в том, что нельзя поставить «Доходное место» про то, что все люди плохи, а реальность российская беспросветна. А в том, что профессиональный театр — это одно, а балаганное зрелище для отдыхающих в ресторане — другое. И заставлять артистов кривляться в манере самодеятельного утренника — недопустимо. Появление такого спектакля в городской афише — опасный диагноз. А коль театральная общественность помалкивает, стало быть, должность очередного режиссера в государственном стационаре превращается в доходное место для тех, кто побездарней и понаглей.

 

 

↑ Наверх