Газета выходит с октября 1917 года Monday 13 января 2025

Что делать, когда в жизни все хорошо, а тебе так плохо

Вышедший на экраны голливудский фильм «Ешь, молись, люби», поставленный по бестселлеру Элизабет Гилберт, дает рецепт по обретению душевного равновесия. Впрочем, дорогостоящий.

Вышедший на экраны голливудский фильм «Ешь, молись, люби», поставленный по бестселлеру Элизабет Гилберт, дает рецепт по обретению душевного равновесия. Впрочем, дорогостоящий.

Достигнув пика душевного кризиса на очередной светской вечеринке, нью-йоркская журналистка Лиз (Джулия Робертс) обращается к Богу с просьбой объяснить, почему у нее в жизни все так хорошо, а ей так плохо. Не получив определенного ответа, она, однако, разводится с обалдевшим мужем (Билли Крадап), заводит молодого любовника (Джеймс Франко), но это не помогает — и уезжает в путешествие по странам трех «И»: Италии, Индии, Индонезии. В Италии она много — очень много — ест, обучается языку жестов и просто итальянскому языку — в объеме, позволяющем сделать заказ в ресторане, кормит итальянских друзей индейкой на День благодарения, более-менее осваивает искусство dolce far niente и уезжает в Индию. В местном ашраме драит полы, спит на узкой кровати, медитирует в комнате с кондиционером и внимает советам назойливого техасца (Ричард Дженкинс), бывшего наркомана, приехавшего в ашрам прощать себя — чего и ей рекомендует.

Помолившись, отбывает на Бали, где наконец ее ждет финальный пункт путешествия: встреча с сентиментальным бразильским бизнесменом Фелипе (Хавьер Бардем), которому открывается ее сердце — после некоторых усилий, разумеется.

Книга Элизабет Гилберт «Есть, молиться, любить», до сих пор удерживающая первые места во всевозможных списках бестселлеров, стала чем-то вроде пособия по поиску смысла жизни для женщин разного возраста и социального положения, но основной потребляющий контингент — все же тот же самый, что и у «Секса в большом городе»: благополучные барышни от тридцати и выше. С той лишь разницей, что познавать себя они пытаются не через совокупления, а через путешествия. Вариант, безусловно, гораздо более расширяющий кругозор, но, увы, и более затратный, что делает процесс самопознания роскошью, доступной в основном, upper-middle классу.

Гилберт — не Толстой, поэтому ждать, что режиссер будет испытывать особый трепет, перенося ее произведение на экран, не приходилось, но равнодушие, которое проявил режиссер Райан Мерфи, выглядит совсем уж странно. Все, что было любопытного в книге Гилберт, он предпочел не заметить, как нарочно оставив наиболее общие места: Италия, Индия, Бали похожи на усредненные картинки из путеводителя, люди вызывающе схематичны, а все божественное, духовное вообще сведено к тому, как героиня Робертс учится не засыпать во время общей молитвы.

Джулия Робертс, которая по-прежнему осталась самой милой актрисой планеты, ограничивается именно этой функцией: ее глаза могут сиять, ее улыбка — восхитительна, и она вся — сама непосредственность, но ничего более определенного про сыгранную ею героиню сказать невозможно. К сожалению, в ней нет ничего особенного, кроме умения виртуозно заглатывать пасту, а так как снято это крупным планом, то процесс производит скорее отталкивающее впечатление, хотя некоторые критики склонны считать, что «обжорным» сценам Робертс суждено стать культовыми.

Понятно, что молодому, пока еще ничем не заслужившему доверия режиссеру скорее всего просто не дали ни малейшего шанса сделать из фильма что-то, кроме очередного образчика кастрированного голливудского хита. Что Джулию Робертс, возможно, по-настоящему интересует только семья, а кино у нее вместо хобби. Но разочарование слишком велико в этот раз. В книге-то особых вершин духа никто не касался, а киновариант и вовсе — обыкновенное пособие по потреблению. Рецепт по обретению душевного равновесия, где все ингредиенты строго дозированы: еды столько, молитвы столько, секса столько. Рациональный век и все такое — но надо же и совесть иметь.


Один из ингредиентов рецепта по обретению душевного равновесия — любовь. Возлюбленного Джулии Робертс играет Хавьер Бардем, который в реальной жизни без ума от Пенелопе Крус.


По мнению некоторых критиков, сцены обжорства в исполнении Джулии Робертс имеют шанс стать культовыми.


Инга БЕРГМАН



«Ешь, молись, люби». США. 2010. Режиссер — Райан Мерфи. В ролях: Джулия Робертс, Хавьер Бардем, Билли Крадап, Джеймс Франко, Виола Дэвис, Ричард Дженкинс.

↑ Наверх