Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 23 июля 2024

Что попадает в магазины?

Ветврачи разворачивают некачественную продукцию, а менеджеры требуют наполнения прилавков

СМИ все чаще публикуют разоблачительные материалы, рассказывающие о недобросовестных изготовителях и продавцах, подсовывающих покупателям залежавшуюся, а то и просто испорченную продукцию. Как правило, разоблачителями выступают журналисты.
Сегодня мы публикуем свидетельство непосредственного участника цепочки «производитель — поставщик — магазин» — врача государственной ветеринарной службы Марины, которая около трех лет работает в одном из крупнейших гипермаркетов и занимается проверкой продуктов, поступающих в продажу.
То, о чем она рассказывает, способно повергнуть в депрессию любого дорожащего своим здоровьем человека. А если учесть, что подобный ветконтроль имеется лишь в нескольких магазинах, то напрашиваются действительно печальные выводы.


Караси с червяками

— Мы работаем круглые сутки, посменно. Проверяем широкий ассортимент продуктов, поступающих на прилавок: сырые яйца, мясо (охлажденное и замороженное), икру, рыбу, морепродукты (охлажденные и замороженные), готовые изделия (колбасу, копчености), полуфабрикаты. Проводим ветеринарно-санитарный осмотр всей продукции. Снимаем органолептические показатели — внешний вид, цвет, вкус, запах, консистенцию продукта.
Могу сказать, что есть надежные фирмы-поставщики, продукция которых почти никогда не вызывает нареканий. А есть такие, кто стремится любыми путями протолкнуть на прилавок некачественный товар. Например, перемешивают свежее и несвежее мясо. Мы ведем черные списки: если поставщик несколько раз в них попадает, можем отказаться от его услуг. В течение прошлого года наш магазин отказался от услуг двух предприятий. Например, недавно у нас появился новый поставщик рыбы. Вся его продукция проходит проверку без вопросов, а как дело доходит до карасей, выясняется, что они поражены паразитами. Один раз мы завернули партию. Следующая пришла такая же, снова отказались. В конце концов пришлось вообще отказаться принимать этот вид рыбы у фирмы. Что удивительно, в сопроводительных документах этого поставщика было все нормально. В них указывалось, что вся рыба прошла паразитологический контроль.
Нередко приходится отказываться от поступающей куриной продукции, так как поступают субпродукты с несвежим запахом и нетоварного вида. Бывает также, что недобросовестные производители для увеличения веса птицы вводят в мышечную массу курицы раствор, который при нагревании выделяется в виде белых хлопьев.
Проверяем только 30% поступающей продукции
— Может ли попасть некачественная продукция на прилавок? К сожалению, это не исключено. По закону мы обязаны проверять лишь 30% от всего количества привозимого товара. А доставляются продукты круглосуточно. У нас трое ворот. Вес единоразовой партии, поступающей через каждые ворота, — в среднем полторы тонны. Также по закону из каждой партии мы только периодически можем отбирать пробы для лабораторных исследований. В остальном приходится доверять документам. Хотя, как я уже сказала, иногда фирмы прибегают к подтасовкам, чтобы протолкнуть некачественный товар в торговлю.
А некоторые поставщики доходят до того, что привозят неправильно оформленные ветеринарные свидетельства и удостоверения качества без печатей и подписей — в надежде, что мы этого не заметим. По таким документам получается, что за эту продукцию как бы никто не отвечает!
Боремся и с водителями, которые часто не соблюдают температурный режим транспортировки. Как мы принимаем машины? Приходим к воротам и проверяем, какая температура внутри фуры. Например, кура охлажденная должна перевозиться при температуре от 0 до плюс 4 градусов, а в фуре бывает температура такая же, как на улице. Особенный ужас был минувшим жарким летом — в фургонах был не холод, а тепло, градусов до 20. Просто водитель в целях экономии топлива не включает рефрижераторы, а у некоторых в машинах они вообще отсутствуют. Водители говорят: нам недалеко везти, с мясом ничего не случится. Однако требования СанПина при этом нарушаются, а значит, качество продукции ухудшается. То же самое происходит с замороженной рыбой. Ее размораживают, потом снова замораживают, что категорически запрещено. В размороженной рыбе образуется благоприятная среда для быстрого размножения бактерий.
Некоторые водители не соблюдают элементарные правила санитарии. Недавно один разгружал рыбу, коробка сломалась, рыба вывалилась на грязный пол. Надеясь, что ветврач ничего не заметит, он достал из машины ведро с водой и стал рыбные тушки отмывать. Однако бдительная команда приемщиков этот маневр заметила и отослала всю партию рыбы назад.
Бывает, что торговые менеджеры давят на врачей. Менеджерам надо, чтобы прилавки были заполнены, особенно в выходные. А что делать, если качественную продукцию не привезли? Однако все равно последнее слово — за ветврачами, мы же сотрудники государственного учреждения, а не частного гипермаркета.

Магазинов, где дежурят ветврачи, — в городе единицы

Прокомментировать монолог ветврача мы попросили главного государственного ветеринарного инспектора по Санкт-Петербургу Юрия Андреева.
— В соответствии с законодательством ответственность за качество и безопасность реализуемой продукции несет ее владелец, то есть в данном случае владелец торговой точки. Законом не предусмотрено, чтобы специалист государственной ветеринарной службы обязательно контролировал качество поступающей в магазин продукции. Это осуществляется только в нескольких крупных гипермаркетах города, которые в рамках концепции своего бизнеса приняли такое решение. В подавляющем большинстве магазинов города такого входного ветеринарного контроля нет. Проверяются только сопроводительные документы на поступающую продукцию. В свою очередь государственные ветеринарные службы в плановом порядке могут посетить торговую точку и проверить выполнение всех требований, которые законодательство предъявляет к предприятиям розницы, только раз в три года.
На сельхозпредприятиях, а также на перерабатывающих и производящих животноводческую продукцию предприятиях специалисты государственной ветслужбы присутствуют постоянно.
Тем не менее, по свидетельству Марины, часть продукции, которая доходит до дверей торговых точек, неудовлетворительного качества, в то время как приложенные к ней документы нередко не отражают реального положения дел. И если на входе в магазин такую продукцию некому остановить — значит, она попадает на прилавок. То есть если нам повезет, то из магазина мы принесем свежее мясо, а если нет — то карасей с червяками.


Новый закон может усугубить положение

В то же время, по словам Юрия Андреева, новый закон о ветеринарии, который сейчас рассматривает Госдума и который уже принят в первом чтении, может не улучшить, а, наоборот, усугубить положение. Дело в том, что сейчас надзор и контроль за продовольственным рынком на территории Петербурга осуществляют две организации — Управление ветеринарии, которое подчиняется губернатору, и Россельхознадзор, созданный в 2004 году. Изначально эти две службы дублировали друг друга по многим направлениям. Но в 2006 — 2007 годах произошло четкое распределение и закрепление обязанностей. Сегодня ветеринарная служба осуществляет свою деятельность внутри субъекта. А задача Россельхознадзора — работа на границе, в порту, на пограничных переходах, он проводит мониторинг импортной продукции.
Новый закон, если будет принят, в какой-то мере сломает устоявшийся порядок. В проекте закона присутствует, например, такое понятие, как «переданные федеральные полномочия», то есть целый ряд полномочий, которые сегодня осуществляют федеральные органы ветеринарии, передаются в ведение ветслужб субъектов Федерации. Это вопросы надзора и контроля. Такое перераспределение должно сопровождаться соответствующим финансированием. Но финансирование закладывается, по выражению Юрия Андреева, мизерное, ни в коей мере не соответствующее объему обязанностей, который будет вменен ветеринарным службам на местах.

Светлана ЯКОВЛЕВА, фото Татьяны ПОЖИДАЕВОЙ

↑ Наверх