Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 7 мая 2024

Что поют в Великий пост

С 10 февраля по 8 апреля в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии пройдет сезон Великопостных концертов. К участию в проекте привлечены лучшие хоровые коллективы из России и из-за рубежа: ...

С 10 февраля по 8 апреля в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии пройдет сезон Великопостных концертов. К участию в проекте привлечены лучшие хоровые коллективы из России и из-за рубежа: Сербский византийский хор «Моисей Петрович», Государственный академический русский хор имени Свешникова, Хор Мариинского театра, Праздничный мужской хор Московского Данилова монастыря, Государственная хоровая капелла Абхазии, Хор певчих дьяков Свято-Троицкой Сергиевой лавры и другие.

Среди ближайших концертов, возрождающих знаменитые Великопостные сезоны: 18 февраля, в Первую седмицу Великого поста, Камерный хор Эстонской филармонии под управлением Даниэля Ройса исполнит «Канон покаянен» Арво Пярта. 27 февраля великопостные гимны, псалмы и печальные песни представит Мужской хор Московского патриархата «Древнерусский распев». Художественный руководитель хора, которому в этом году исполняется 30 лет, — Анатолий Гринденко.

Впервые в Санкт-Петербург приезжает из Австрии Большой хор донских казаков (10 февраля). О первом концерте сезона рассказывает эксперт, преподаватель кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории, научный консультант фестиваля, Екатерина СМИРНОВА:

— Для Санкт-Петербурга визит Большого хора донских казаков — событие уникальное. Впервые наши филармонические слушатели прочувствуют удивительную манеру хорового звучания, услышат репертуар, идущий от дореволюционных певческих традиций. Мягкий серебристый тембр теноров, сочетание глубоких и легких «баритональных» басов, разнообразные оттенки пиано, резкие градации динамики, удивительно естественные темпы в интерпретациях духовной музыки, живое и чуткое произношение слова — такой исполнительский почерк коллектив унаследовал от создателя и бессменного руководителя Хора донских казаков Сергея Жарова. В 1920 году, в тяжелейших условиях эмиграции в Чилингире, он создал свой удивительный коллектив, давший только за первые семь лет более 1500 концертов.

Сегодня, как и 90 лет назад, Хор донских казаков выходит на сцену в темных шароварах с красными лампасами Донского войска, в черных рубашках военного образца, опоясанные темными кожаными тонкими поясками с набором из серебра. Программа строится по традиционному «жаровскому» принципу: в первом отделении русская духовная музыка — та, которая звучала в первых десятилетиях XX века в храмах России. Во втором отделении — виртуозные обработки русских народных песен Сергея Жарова, русского церковного композитора-эмигранта Константина Шведова, а также руководителя хора Петра Худякова. Духовно-музыкальный портрет России — утраченный на Родине, но сохраненный в эмиграции.

Антонина РОСТОВСКАЯ

↑ Наверх