Газета выходит с октября 1917 года Saturday 23 ноября 2024

Что упало — не пропало

Потери происходят ежедневно. От дневников с двойками до удостоверений налоговых инспекторов. Кто ведет им счет и как вернуть утраченное?

Потери происходят ежедневно. От дневников с двойками до удостоверений налоговых инспекторов. Кто ведет им счет и как вернуть утраченное?

— Вот прежде времена были! — вздыхает Геннадий Владимирович, водитель с 30-летним стажем. — Лет двадцать тому назад у меня в автобусе один пассажир портфель с коньяком забыл.

— И?

— Отдал диспетчеру, а дальше судьбу коньяка не знаю. Я не беру чужие вещи — боюсь брать. Грех, да и зачем мне чужая энергетика?

Геннадию Владимировичу поручили участвовать в презентации выставки забытых вещей, которую проводит один из городских автобусных парков. Он охотно позирует с плюшевым мишкой, яркими детскими зонтиками. Показывает школьный дневник с двойками, оброненный недавно.

Вообще-то, делится он, сейчас мало вещей в салонах оставляют или эти вещи-потеряшки не успевают доехать до автобусного кольца — их сразу подхватывают другие пассажиры.

— Зонтики прежде, когда люди хорошо жили и вещи недорого стоили, штук по пять-шесть за смену оставляли. Ключи также теряли. Я все в диспетчерскую отдавал.

— Когда ж была такая хорошая жизнь?

— Ну, лет пятнадцать — двадцать назад, — полагает Геннадий Владимирович.

То, что забытые вещи нынче долго не залеживаются, подтвердили и на Финляндском вокзале — там в окошечке одной из касс служащая ведет учет «потеряшек». Последняя запись в журнале учета находок сделана у нее еще в мае. Больше никто ничего из забытых пассажирами вещей не приносил.

Обратили внимание? На железнодорожных вокзалах исчезла табличка «Стол находок» — нет надобности.

Куда же в таком случае деваются не зонтики и плюшевые мишки, а более серьезные объекты? Например, документы?

Нам в редакции как раз случай представился узнать. По соседству, на Каменноостровском проспекте, девушки-продавщицы из бутика обнаружили оброненный при входе в магазин целый комплект: загранпаспорт, военный билет, водительские права. Наверняка у лишившегося документов — драма. Может, он как раз сегодня должен был лететь в теплые края, на море в бархатный сезон?

К счастью, на Большой Монетной, тоже рядом, — Центр утерянных документов.

— Отлично, — сказала нам дежурившая в этот день сотрудница центра Наталья Николаевна. — Есть у нас заявка о потере документов от товарища с таким именем! При вас мы ему и позвоним.

Товарищ был несказанно рад — встал вопрос о вознаграждении нашедшему…


Забытые пассажирами вещи водители называют потеряшками.

 


— Благодарность, — пояснила Наталья Николаевна, — формально не обязательна. Но обычно это добровольный жест со стороны того, кому мы помогли. За водительские права, например, традиционно платят 300 рублей.

Водительских прав тут же было предъявлено множество. А еще удостоверения ветеранов труда, налогового инспектора с металлической биркой, члена КПСС. Школьные аттестаты, медицинские полисы. Документы на транспортное средство и многое другое.

— Находят документы при разных обстоятельствах, — рассказывает сотрудница центра. — В урнах, куда их подбрасывают воры-карманники. В транспорте. В местах отдыха.

Оказывается, в городе есть и личности, промышляющие поиском документов. Много на благодарностях они не зарабатывают — но все же некий доход. Бомжи, например, в помойках роются — не в поисках же надкушенного бутерброда или кофточек, вышедших из моды.

— Собачники идут выгуливать своих питомцев — осматривают урны. Есть у нас один товарищ, он в парке Сосновка по утрам бегает — едва ли не каждый день что-то находит. Транспортные организации нам документы передают, поскольку мы имеем статус городского центра находок. В метро даже приказ такой есть — сюда отправлять.

Наталья Николаевна сообщила, что в петербургский центр нередко звонят из других городов, просят поделиться нашим ноу-хау.

— А с вами как будем? — перешла она на личности. — В смысле вознаграждения? Товарищ ждет ответа…

— Знаете что, — нашлась наш корреспондент, — а пусть этот товарищ подпишется на «Вечерний Петербург»!

— Товарищ спрашивает, сколько это будет стоить.

— 675 рублей, если в редакции, и 712, если на почте. На полгода.

— Он согласен, — кивнула Наталья Николаевна.

Так мы и приобрели нового подписчика — исключительно по его доброй воле.


Вернуть себе эти документы можно, позвонив по номеру 336-51-09.

 


Между тем

Если потеря случилась в метро


За потерянными или забытыми на станции метрополитена вещами следует обращаться к дежурной по этой станции, сообщила представитель Петербургского метрополитена Юлия Шавель:

— Если потеря случилась в вагоне — также подойдите к дежурной по станции. Она распорядится, чтобы в этот вагон вошли далее сотрудники метрополитена и постарались найти вещь или документы. Обычно теряют парные предметы. Перчатки, например. Но есть и серьезные вещи, документы. Летом один мальчик  забыл документы для вступительных экзаменов — дежурная по этим документам отыскала его родителей в Новосибирске. Обнаруженные документы мы храним три дня, потом за ними приезжают из городского стола находок.

Бюро находок в Интернете

Существуют и такие, однако там есть опасность нарваться на мошенников. Допустим, вы очертили в своем объявлении особенности вашей потери — с вами свяжутся люди и подтвердят, что у них именно этот ваш «халатик с перламутровыми пуговицами». Далее они попросят перевести им вознаграждение через карты экспресс-оплаты, «Яндекс-деньги» и т. д. до возвращения вам потери. Не соглашайтесь! Пока вы не удостоверитесь в том, что потеря действительно у них, не идите и на личную встречу. Проверить ее наличие очень просто — упомяните некую подробность, не названную в объявлении.

Алла ДМИТРИЕВА, фото автора

↑ Наверх