Газета выходит с октября 1917 года Saturday 23 ноября 2024

Что узнал бы о нас кроманьонец

До 10 октября Музей игрушки приглашает на выставку Елены Щелчковой «Послание кроманьонцу». Кто такие кроманьонцы?

До 10 октября Музей игрушки приглашает на выставку Елены Щелчковой «Послание кроманьонцу».

Кто такие кроманьонцы? Наши далекие предки, жившие 40 — 10 тысяч лет назад. Эти древние люди многое умели: строили жилища, шили одежду из шкур, понемногу начали приручать животных и обрабатывать землю. А главное, они умели очень хорошо рисовать — все знаменитые наскальные рисунки созданы именно кроманьонцами.

А о чем может поведать кроманьонцу современный человек, да так, чтобы кроманьонец понял? И зачем ему вообще что-то сообщать?..

Елена Щелчкова давно увлекается архаическим и народным искусством: с тряпичными куклами в лоскутном стиле начала экспериментировать в конце 1980-х, стала одной из создательниц этноклуба «Параскева» — члены клуба создают кукол, украшения, аксессуары, используя аутентичные техники. Однако кукла не стала главной темой в творчестве художника, Елена Щелчкова — в первую очередь график, ее любимые техники  —  литография и монотипия. И здесь ее «настигла» архаика: в середине 1990-х появились первые листы из серии «Послание кроманьонцу». Круглоголовые древние богини, загадочные звери, напоминающие не то волков, не то тигров, нечитаемые письмена — все это очень похоже на наскальные рисунки, только, разумеется, не содержит ритуального смысла: «Это игра, стилизация, конечно, — говорит Елена. — Для меня кроманьонец — это первый художник, посланец тонкой культуры. Он создавал первые в истории человечества шедевры искусства и среди них жил».

Специально для выставки —учитывая специфику музея — Елена создала серию авторских игрушек, которая органично стала частью «Послания…». Какими игрушками и во что играли кроманьонские дети, мы, наверное, никогда уже не узнаем. Но, возможно, у них были куклы-солярки — не путать с топливом, это обереги, вместо лиц у них — солярные символы, круг и крест. И уж точно первобытные дети играли в охоту. Елена Щелчкова создает фигурки охотников и диких зверей из всего, что под руку попало: кусков фанеры, каких-то палочек, ключей от несуществующих дверей. «Сейчас очень моден так называемый ресайклинг — это направление придумали в Африке: из предметов, которые уже вышли из употребления, делают игрушки, — объясняет художница. — У меня дача в Репине, я залезла в сарай и много чего там нашла». Конечно, во времена кроманьонцев не было ни проволоки, ни фанеры, ни, тем более, полиэтиленовых пакетов. И конечно, мы совершенно другими глазами смотрим на птичек и рыбок: для древнего человека — это или божество, или еда...


Неолитическая Венера. 2001.


Плодородие. 2004.


Проволочный «Охотник» будто совершает прыжок, а проволочный же «Человек Земли» словно пытается выбраться из предназначенной ему рамы и улететь вслед за птицей, которую держит в руке. Кроманьонец не знал, что создает шедевры. А вот что бы он понял, доведись ему увидеть работы Елены Щелчковой, — что мы по-прежнему обрабатываем землю, носим одежду из звериных шкур и — кто лучше, кто хуже — умеем изображать то, что видим, думаем и чувствуем.

Татьяна КИРИЛЛИНА

Фото автора

↑ Наверх