Чудны тарифные дела
Скандал, связанный с внезапным требованием управляющих компаний доплатить за прошлогоднее тепло, приобретает странные формы
На днях вице-губернатор Алексей Сергеев пообещал, что в будущем, если «когда-нибудь» жители города переплатят за отопление в аномально теплый период, для них сделают перерасчет в обратную сторону. Однако произвести корректировку за переплаты прошлых лет никто и не попытался (материалы на эту тему были опубликованы в номерах за 23 и 25 ноября).
Все врут календари
Давайте задумаемся: каким образом возник «перерасход» гигакалорий, за который мы теперь якобы должны доплатить? Нам объяснили, что причина — в аномально холодной зиме. Однако взаиморасчеты тепловиков и потребителей тепла — предмет их «личных» взаимоотношений. Между тепловиками и их абонентами — жилкомсервисами, ТСЖ, ЖСК и прочими домоуправами — имеются договоры, в соответствии с которыми и отлажены все взаимоотношения.
Регуляторам со стороны — в том числе городским властям — в этой схеме места вроде бы нет. Власти обязаны сделать одно: установить нормативы обеспечения теплом и на их основании утвердить тарифы. Все.
Остальное регулируется жилищным законодательством и постановлением правительства № 307 — о правилах предоставления коммунальных услуг. По этим правилам ресурсоснабжающие организации раз в год производят корректировку и, соответственно, перерасчет. Но не жителям, а домоуправам. Основа перерасчета для домов, где нет общедомовых счетчиков, — норматив потребления и тариф. Ни то ни другое в Петербурге не менялось с декабря 2009 года. Новое изменение норматива и тарифа возможно только для будущего финансово-отопительного периода — но никак не для прошлого!
Город в данном случае берет на себя… роль адвоката действий, вследствие которых население должно дополнительно раскошелиться. При этом ответственные чиновники почему-то забывают сообщить горожанам о том, что корректировка возможна лишь раз в год. И не по итогам «отопительного периода», а после завершения календарного года. Об этом нам сообщили в комитете по тарифам.
Следовательно, сейчас тепловики и домоуправы вправе произвести сверку только за период с 1 января по 31 декабря 2009 года. Часть этого периода действительно попала на холода, но ведь в остальном — была вполне теплая зима. Следовательно, ни о каком перерасчете не в нашу пользу и речи не должно быть.
Корректировка за 2010 год может быть начата лишь после наступления нового? 2011 года. И тоже часть этого периода попадает на «аномальный» холод, но часть — на аномально теплую осень 2010-го. Баш, так сказать, на баш.
Почему же управдомами и тепловики вдруг поделили корректируемые периоды столь странным образом? Может быть, чтобы оправдать свои сверхзатраты? Или им календари не указ — равно как и постановление правительства?
Хитрое деление
Еще один аспект «тепловой» проблемы, на котором у нас не любят акцентировать внимание, — нормативы потребления тепла. Много лет подряд они были общими для всего города — независимо от типа и возраста дома. Житель новостройки якобы расходовал тепла и платил за него столько же, сколько обитатель хрущевки.
Лишь пять лет спустя после введения в действие Жилищного кодекса власти Петербурга выполнили одну из своих обязанностей — утвердили дифференцированный норматив потребления тепла для разных видов зданий. В декабре прошлого года все дома были поделены на 14 типов. Для них установили 12 нормативов на тепло (для двух — одинаковые). Тариф на тепловую энергию для всех типов зданий был установлен равный — 931 рубль за одну гигакалорию (кстати, за 2 года он вырос на 43%!). Но вот число этих калорий на квадратный метр каждого из типов домов оказалось различным.
В результате город «в среднем» выдержал рамки, установленные федеральным законом для повышения тарифов (больше чем на 19%, напомним, в Петербурге их задирать было запрещено). Но за счет игры с нормативами реальные выплаты населения намного превысили отведенные рамки.
Например, в домах дореволюционной постройки тариф остался прежним, норматив вырос всего на 9,6%, а размер оплаты тепла взлетел сразу на 28%. В «сталинках» рост норматива составил 13%, а рост квартплаты по строке «отопление» — 32%. Больше прочих нормативный перерасчет коснулся жителей «немецких» домов и зданий предвоенной застройки. Здесь рост норматива соответственно — 31 и 27 процентов, а рост квартплаты по строке «отопление» — 54 и 41 процент.
Но для меня лично было открытием, что панельные хрущевки — одни из самых теплых зданий города! Плюньте в глаза тем риелторам, которые будут утверждать обратное. Потому что в Петербурге норматив потребления тепла в них гораздо ниже, чем в кирпичных «сталинках». «Панельки» 70-х — 80-х тоже, оказывается, крайне экономичны и потребляют минимум тепла — во всяком случае такой вывод можно сделать из нормативов. По «тепловым» качествам эти здания сравнимы только с современными новостройками!
Не секрет, что в хрущобах живут чаще всего малообеспеченные горожане. По таким людям повышение квартплаты бьет больнее всего. Возможно, наши власти для них и постарались — скорректировали нормативы в их пользу. Однако в данном случае социальная жалость была оплачена не из городского бюджета, а за счет остального населения. Одним норматив понизили, другим «чуть-чуть» завысили. Весьма элегантный ход, надо сказать.
Долги «наши» тяжкие
Напомним, официальной причиной того, что горожан заставляют дополнительно оплатить полученное ими тепло, считаются долги домоуправов перед поставщиками тепла. Еще летом этих долгов было более трех миллиардов. Сейчас осталось 1,6 миллиарда. Тоже, конечно, много. Однако вопрос — откуда они взялись?
Ссылки на то, что причина долгов — неплатежи населения, не выдерживают никакой критики. Дело в том, что уже несколько лет подряд собираемость платежей населения в Петербурге — одна из самых высоких в России. Специалисты утверждают, что большего вообще добиться невозможно. Население вовремя вносит 98% всех положенных средств. Оставшееся — в основном долги прошлых лет, которые коммунальщики не взыскивают из-за собственной нерасторопности. Возникает естественный вопрос: если одни (население) платят вовремя и сполна, а другие (тепловики) положенных им денег не получают, значит, эти средства где-то задерживаются? Где?
Ответов, собственно, только два. Первый возможный тормоз — домоуправы. Многочисленные жилкомсервисы со 100-процентным городским участием, другие управляющие организации, ТСЖ, ЖСК… Вряд ли я погрешу против истины, если скажу, что многие из них нередко рулят финансовыми потоками от населения как им вздумается. Одни платежи чуть придерживают, другие — осуществляют авансом, в зависимости от необходимости. Ну а долги тепловикам растут как снежный ком — просто потому, что это одна из самых существенных затратных статей.
Второй возможный тормоз — сам город. Дело в том, что плату за отопление — при внесении средств через ВЦКП (Вычислительный центр коллективного пользования) — эта организация обязана перечислять непосредственно ресурсоснабжающей организации. ВЦКП — полностью городская структура. Через нее проходят сотни миллиардов ежемесячно. Сиюминутных нужд у города множество. Вряд ли можно исключить ситуацию, когда возникает соблазн на время придержать эти платежи и использовать средства на срочные нужды — «взаймы», с быстрым возвратом. На сумму задолженности это также может влиять.
По-человечески все это понять можно. Однако почему за чужие игры должны расплачиваться мы с вами? Нас что, совсем за лохов держат?
Марина ГЛЕБОВА, рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА
Как не платить лишнего, можно ли оспорить строку в платежке — темы наших следующих публикаций.
Важно: Правила перепоста материалов