Газета выходит с октября 1917 года Monday 20 мая 2024

Чужая против хищников

В петербургских кинотеатрах демонстрируется фильм «Чужая», который у многих критиков и зрителей вызвал резкое неприятие. Наш корреспондент посмотрел фильм и побывал на встрече с режиссером.

В петербургских  кинотеатрах  демонстрируется фильм «Чужая», который у многих критиков и зрителей вызвал резкое неприятие. Наш корреспондент посмотрел фильм и побывал на встрече с режиссером.

Как только прошли  девяностые — про них немедленно принялись снимать кино, как про эпоху мифологическую, населенную своими героями. Героями оказались в основном члены ОПГ.

«Бригада», «Бумер», «Жмурки» — режиссеры резвились вовсю. Тема казалась прямо-таки неисчерпаемой. Как всегда бывает, у одних получалось талантливо. Другие, поддаваясь романтике антуража, начинали делать из наших братков стильных, мрачных Аль Капоне. Или впадали в задушевное, дышащее перегаром «братва, не стреляйте друг в друга». И то и другое необычайно обаятельно, популярно — и, значит, окупаемо.

«Чужая», фильм-дебют режиссера Антона Борматова, снят по сценарию известного писателя Владимира Нестеренко по кличке Адольфыч — человека бывалого и много повидавшего.  Очевидно, это последняя в этом десятилетии рефлексия по поводу «лихих 90-х». Аль Капоне и задушевности там нет, поэтому публика несколько оторопела — еще увидев рекламный ролик к фильму. Там кто-то вышибал ногой дверь, какие-то звериные морды невнятно рычали слова, хлопали выстрелы, хрустели челюсти... Люди были шокированы. В Москве многие прокатчики отказывались крутить трейлер — слишком жестокий.

Еще больше шуму вызвал выложенный в Интернете другой ролик — где один из главных героев, криминальный авторитет Рашпиль, вызывает на разговор предполагаемых потребителей «пиратской» продукции и кроет их трехэтажным матом вперемешку с блатной феней — как провинившихся «шестерок». Одни зрители, разумеется, были в восторге, зато другие заявили, что ноги их на показе не будет.

Само кино, однако, вышло в прокат без особых приключений. А 23 июня в кинотеатр «Художественный» приехал сам режиссер, Антон Борматов, с актерами — чтоб продемонстрировать свой фильм публике, а заодно, не сходя с места, авторитетно ответить на все вопросы.

Четверо «пацанов из 90-х» не слишком приятного вида (актеры Кирилл Полухин, Евгений Ткачук, Анатолий Отраднов, Александр Голубков) катят вдаль куда-то по шоссе. Вроде бы опять мы смотрим какой-то вариант «Бумера». Выясняется, что этот, уже поминавшийся нами главарь по кличке Рашпиль (необычайно колоритный Евгений Мундум, заслуженный артист России), велел им отправиться ни мало ни много — в Чехию. Там-де скрылась девица по прозвищу Чужая. Она — сестра одного из пойманных милицией бандитов, которого пытаются расколоть на показания. Сестра должна послужить гарантией, что брат не расколется и никого не выдаст.

Не очень понятно, планировали это авторы или нет, но дальше начинаются какие-то сущие «необычайные приключения русских в Чехии». Интересно же провести такой культурный эксперимент: поместить наших незамутненных знаниями персонажей в европейскую страну.

Герои пытаются говорить по-местному (используя слова вроде «спасидло» и «повидло»). Местный агент дает указания, в каком магазине переодеться, чтоб за километр не было видно русскую мафию, а когда «братки» недоуменно глядят на него, поясняет — «как манекены на витрине, без выкрутасов!».

Все это, впрочем, не скатывается в откровенно комические сцены, как могло быть в том же «Бумере», — какое-то напряжение постоянно висит в воздухе. Оно достигает своего пика, когда четверо персонажей находят-таки свою цель — Чужую (Наталья Романычева) — в цыганском борделе. Интересно, что в первые моменты мы ее даже не видим. Камера показывает мир «из ее глаз» — это как в ужастиках любят дать «вид глазами чудовища». И после авторы упорно показывают ее так, что она кажется не совсем человеком. Как это достигается, не очень понятно — грим, что ли... Какие-то бездонные глаза без белков, как у инопланетянина.

Оказывается, действительно — чудовище. Когда Чужая сама берется за дело, мрут вокруг нее абсолютно все — и чехи, и русские, и цыгане, и свои, и чужие. Все эти кровожадные и тупые уголовники с мрачными кличками кажутся рядом с ней  в сущности не такими злыми мужиками, которых даже жаль. Но и оказываться на их месте совершенно не хочется — вот он, воспитательный пафос фильма.

В конце пара выживших персонажей, уже в тюрьме, обсуждают, откуда у девушки такая кличка: «Из фильма! Смотрел про космос?! Там дракон был, с кислотой вместо крови! Яйца в людей откладывал!» И я тут же понял, кого именно мне напоминала девушка весь фильм. Согласитесь, без спецэффектов сыграть нечеловека — это сейчас бывает редко. Это талантливо.

Тут становится не очень понятно, почему феминистки из нижегородского общества «Женский конгресс» потребовали изъять фильм из проката — мол, он демонстрирует женщину «как товар и объект насилия». По-моему, впору подавать жалобу, что в фильме все мужчины оказываются разменными пешками и объектом насилия со стороны женщины.


В прекрасной романтичной Праге эти «быки» сменят кожанки на менее агрессивную одежду. Это их не спасет. 

 

Наталья Романычева сыграла существо совершенно бездушное. И, пожалуй, вошла в золотой фонд киночудовищ - наравне с Чужими, Хищником и Ганнибалом Лектором.



Прямая речь

Самое тяжелое было не уйти в «сопли»


— Я рад, что в моем любимом городе посмотрели мой фильм — тоже любимый, — сказал режиссер Антон Борматов после просмотра, во время обсуждения со зрителями. — У меня нет никакой особенной симпатии к бандитизму. Эта жизнь, которая показывается в фильме, — я с ней сталкивался раза три-четыре, и для меня это все было не слишком приятно.

Если это было дружеское общение — я видел в этих ребятах просто хороших парней. Если я попадал в какие-то переделки — мне было отвратительно, что такие люди есть на земле. Но когда снимаешь кино, твои персонажи для тебя — идолы. Ты должен их полюбить, тогда ты сможешь о них что-то рассказать. Самое тяжелое было — не уйти в «сопли». Я сам-то — человек помягче. Мне хотелось дать любовную линию, но надо было выдержать фильм в ключе книги.

— Вам не кажется, что тут многовато ненормативной лексики? — спросили из зала.

— В оригинальном сценарии она действительно есть и довольно талантливо используется — это особый жанр. А в фильме мы ее сократили примерно до восьми слов на весь фильм.

— Очень многие слова непонятны, тут нужен сурдоперевод! Это для специфической аудитории...

— Ну если вы сквозь это непонимание что-то почувствовали — это уже хорошо, — отвечал режиссер.

— У меня вот не возникло к персонажам ни малейшего сопереживания! Это же подонки, как вы можете найти в них что-нибудь доброе, светлое? И как вы представляете себе аудиторию этого фильма? Она же сидит в тюрьме!

— Вот, честно говоря, и хотел сказать тем, кто стоит на этой дорожке, — «не ходите, дети, в Африку гулять». А то, что сопереживания им не возникло, — может быть, это тоже хорошо... Кстати, а в какой стране вы вообще живете?

— Я первый раз посмотрел фильм, и я в шоке, — сказал актер Кирилл Полухин. — Когда меня звали сниматься — сказали, что это лирическая мелодрама...


Режиссер — Антон Борматов  В ролях: Наталья Романычева, Евгений Ткачук, Кирилл Полухин, Олег Байкулов,Александр Голубков, Анатолий Отраднов, Тимур Ефременков, Александр Корчагин, Сергей Сипливый, Константин Адаев, Евгений Мундум, Ольга Бынкова. Россия, 2010, 110 мин.

↑ Наверх