Газета выходит с октября 1917 года Saturday 4 мая 2024

Чуть-чуть не считается

Колготки с никофлексом — питерский рецепт успеха

 

 

 



Забавный фортель выкинули питерские фигуристы на чемпионате Европы по фигурному катанию, который завершился вчера в Берне: довольствовались малыми медалями. В одиночном катании Ксения Макарова завоевала серебро по итогам короткой программы, Алена Леонова — бронзу по произвольной, Артур Гачинский — также бронзу, только в короткой. Единственное золото вырвали в произвольной у пары Юко Кавагути — Александр Смирнов, которые в итоге уступили Алене Савченко и Робину Шолковы из Германии. Занятная коллизия в сезоне, расставляющем по ранжиру фигуристов в новом олимпийском цикле.

Так получилось, что корреспондент «Вечёрки» наблюдал соревнования в компании двукратных олимпийских чемпионов Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова, которые живут в швейцарском городке Гриндельвальд. Людмила Евгеньевна поделилась наблюдением, что фигуристки-одиночницы стали все чаще использовать в прокатах классическую музыку и больше прыгать прямо возле бортика, и их уже не переучишь («Бортик — это ориентир, но в него запросто врезаться, сорвав элемент»). А Олег Алексеевич заметил: «Русские опять идут, но русских зажимают».
Прежде всего — в парном катании. По меньшей мере спорным выдалось судейство в этом виде. Известно, что Алена Савченко — Робин Шолковы после Олимпийских игр в Ванкувере собрались было уходить из спорта, но вдруг передумали. Однако с новыми идеями, с выбором музыки у них давно проблемы: Савченко — Шолковы используют «замшелые» образы. Тема клоунады, например, применялась ими в предыдущих сезонах. Да и держатся спортсмены из Германии, как полагают многие специалисты, исключительно на старом багаже, «проедая» творческое наследие Тамары Москвиной, которая когда-то плодотворно поработала с Аленой.
Да, у Савченко — Шолковы компоненты чемпионские, зато программа держится на заученных сложных движениях и перестроениях. Но в том-то и дело, что исполнить ее чисто, на автоматизме, у немецкого дуэта не вышло: партнерша нелепо ошиблась… на параллельном вращении. Немцы позже признавались: дескать, если дверь для чемпионства русских и не распахнулась, то уж приоткрылась — это точно.
«Я была в шоке и на льду застыла: думала, продолжить ли программу», — оправдывала Савченко свою заминку на вращении.
«Да кого интересует, что она там думала, — в сердцах сказал Олег Протопопов. — У них в программе был «минус один элемент». Такой прокат нельзя было оценивать как чемпионский.
Тем не менее Олег Алексеевич нашел ошибки и в прокатах питерских участников чемпионата. Например, Леонова, по его мнению, слишком «выпендривалась», заламывая руки и «гримасничая» при заходах на прыжки во время ее яркой зажигательной польки «Цирк» на музыку Альфреда Шнитке в короткой программе («Ну а когда выпендриваешься, то обычно и не получается»). А Ксения Макарова, которая каждый год катается вместе с Людмилой и Олегом в Лейк-Плэсиде, неверно приземляется — ставит конек поперек льда и только затем выезжает. А это чревато падениями (что и случилось у нее в произвольной). «Пора бы Ксении переходить от слов к делу», — добавил Протопопов.
«Наши дебютанты сборной пороху не нюхали: кому-то удалась только короткая программа, а кому-то — только произвольная», — резюмировал итоги чемпионата президент Федерации фигурного катания на коньках Александр Горшков. Как говорится, чуть-чуть не хватило.
Чуть-чуть, однако, не считается.
У каждого из наших земляков были свои проблемы. Катарине Гербольдт и Александру Энберту не хватало авторитета у судей, чтобы получить высокие оценки за компоненты. Юко Кавагути и Александр Смирнов стали жертвами бернской аренной стужи (по словам Александра, на первых же тактах музыки в их произвольной он и Юко «буквально примерзли ко льду»). Та же напасть подстерегла Леонову, которой пришлось перед произвольной надевать две пары колготок и мазаться никофлексом, от которого горела вся ее спина. Ну а Константин Меньшов — с ним вечно что-нибудь да происходит. То он запутается в своих ботинках, которые у него прямо на льду вдруг «прилипнут к ногам», то забудет крепко завязать шнурки. Жаль дебютанта. Но почти наверняка действующий чемпион России, вопреки спортивным принципам, пролетит мимо чемпионата мира.
Заменит его в марте в Токио Артур Гачинский. В Берне парню, который даже внешне похож на Евгения Плющенко, по словам его тренера Алексея Мишина, не хватило акселя (то есть всего полбалла), чтобы встать на пьедестал. А скоро он уже порвет Жубера. Гачинский — боец. Его сердце — не сердце цыпленка, которого не натравить на орла, как образно выражался Профессор про некоторых бывших подопечных.

Артур Гачинский поглазел на бернских мишек
Чем занимались в Берне в свободное время питерские фигуристы

 

 

 

 


На открытой всем ветрам «Пост-Финанс- арене» весь чемпионат было в два раза холоднее, чем на бернских улицах. К прогулкам или к шопингу январь в Швейцарии в этом году вовсю располагал. Как же коротали время между стартами петербургские фигуристы?
Питерские парники не постеснялись выставить жирные двойки устроителям чемпионата. Александр Смирнов, сравнивший обстановку на катке с «петербургской зимой», полушутя-полусерьезно посетовал на то, что он с огромной радостью катался бы завернутым в одеяло, да судьи запретили бы, и даже признался: знай он заранее о «морозильнике» на стадионе, то в «Юбилейном» потренировался бы голышом. Александр Энберт пошел дальше: обдумал предложение соревноваться на открытом воздухе, как это делали на всех чемпионатах по фигурному катанию до Второй мировой войны. Но все-таки признался, что к такому еще не готов.
Между тем в Швейцарии сейчас как раз сезон скидок. Два раза в год, в январе и в июле, бернцы избавляются небескорыстно от всего того, что только еще можно кому-то продать, — от элегантных дамских сумочек и кардиганов, цены на которые упали кое-где на 70 процентов. Иногда на барахолках даже эксклюзивные товары попадаются. А шопинг за границей обожает, в частности, Катарина Гербольдт. Да только график состязаний у спортсменов оказался столь насыщенным, что выйти до субботы в город они не смогли. А в воскресенье почти все частные лавки закрылись — по религиозным мотивам.
Артур Гачинский прогулялся по старому городу. Он даже забрел в Медвежий угол: поглядел на живой символ швейцарской столицы. «Взглянуть на мишек, которых подарил наш президент Дмитрий Медведев, было весьма занимательно, — прокомментировал Артур. — Да только сразу после этого пришлось возвращаться в отель».
Ксения Макарова до «медвежьей ямы» не дошла. Потому что не знала о ее существовании. Ограничилась прогулками вокруг весьма неживописного отеля да еще читала учебники по четырем предметам из американской школы, которые заботливо привез в Швейцарию ее отец Олег Макаров, и до глубокой ночи переписывалась с одноклассниками по электронной почте. Вот такая у нее «культурная программа» получилась.
Макарова в Швейцарию приехала впервые. Но впечатление о ней составила заранее («страна банков, сыра и часов с кукушкой») — по бабушкиным книжкам. Ей даже не пришлось воспользоваться помощью своей подруги Алены Леоновой, которая в этой стране третий раз за сезон: может уже выступить в качестве гида. В Берне Ксения объелась сыра, купила 20 плиток шоколада — на подарки американским друзьям. А вот часы проигнорировала. А  Леоновой, которая в Швейцарию буквально влюблена (ей нравится здесь обстановка, то, что люди не «прессуют» ближнего и живут отдельно друг от друга; кроме того, под Цюрихом, где Алена дважды провела сборы по ОФП, у нее образовался персональный фан-клуб), впечатление от Берна не испортила и неудача в короткой программе.
Для кого-то Швейцария — давно «второй дом», так это для наставницы Леоновой Аллы Пятовой. Алла Яковлевна в этой стране — в шестой раз: когда-то она занималась во Флице на сборах под руководством Виктора Кудрявцева, кроме того, Пятова «приложила руку» к местной одиночнице Роми Бюхлер — тренировала ее в Цюрихе. «Про Европу часто говорят «старушка» — тихая, спокойная, с красивыми пейзажами, — уточнила тренер. — Все это в полной мере можно сказать про Швейцарию».
Свой выходной Пятова провела в Женеве. Там живет ее двоюродная сестра, которая вышла замуж за англичанина, работающего в компьютерной фирме во «французском» кантоне, в 30 километрах от города. Она — художник, держит свое ателье. И даже выставляет полотна. Но портрет Леоновой не напишет — по словам Аллы Яковлевны, у ее двоюродной сестры «рука своеобразная, мазки кладет по наитию». А Леонову она даже по «ящику» не видела ни разу.

Президент Берна подарил по ножичку
Корреспондент «ВП» лично поздравил олимпийскую чемпионку с юбилеем

 

 



Людмила Белоусова, напомним, в ноябре прошлого года праздновала юбилей. Но вспомнили о наших знаменитых фигуристах в Берне вовсе не поэтому — известный журналист Томас Велти опубликовал в «Бернер Цайтунг» статью, в которой сообщалось, что Людмиле и Олегу не хватает средств на то, чтобы приехать на чемпионат Европы, а власти швейцарской столицы их туда не приглашают. Материал вызвал в верхах переполох.
«Когда мэр Берна прочитал, что олимпийские чемпионы 1964 и 1968 годов не могут себе позволить билеты на «Пост-Финанс арену», он колебался недолго, — заявил корреспонденту «ВП» генеральный секретарь президента Берна Ральф Тройтардт. — Герр Чеппет хорошо помнит чемпионат Европы-1965 в Москве, когда русская пара оттеснила брата и сестру Йонеров на второе место».
Вместе с Белоусовой и Протопоповым на «Пост-Финанс арену» пришли Марика Килиус, которая в дуэте с Хансом-Юргеном Боймлером составляла питерцам жесткую конкуренцию, а также брат и сестра из Берна Герда и Рюди Йонеры. Это была задумка Чеппета: «Я счастлив оттого, что мы смогли соединить три большие пары фигурного катания 1960-х годов. Президент Берна, лично встав в центр круга, по очереди обнял и пожал руки всем пятерым приглашенным. Затем вручил всем, в том числе Людмиле и Олегу, пригласительные билеты на чемпионат («На парное катание», — уточнила Белоусова) и подарил кроме каких-то мелких сувениров по ножичку с дарственной надписью.
«Ну а как же: швейцарский нож — один из символов страны, — пояснила Белоусова. — Мы, кстати, тепло пообщались».
…С президентом Берна (так официально называется должность, которую питерцы назвали бы мэрской) Белоусова и Протопопов прежде не были знакомы. Приглашение, по их словам, стало сюрпризом. Однако сами двукратные олимпийские чемпионы приняли его лишь из большого уважения к Чеппету.
«Сами мы в Берн ни за что не приехали бы, — признался корреспонденту «ВП» Олег Протопопов. — 150 швейцарских франков за разовый вход на трибуны — конечно, не так уж и дорого. Но нам пришлось бы здесь заночевать. А раскошелиться на 250 франков — это было бы уже неприятно».
Правда, в первый день соревнований фигуристы толком посмотреть ничего не успели. Повидались с легендарной Татьяной Тарасовой да еще взглянули на прокаты украинца Максима Завозина и английских танцоров брата и сестру  Керров, с которыми они вместе катались в шоу в Бостоне (Керров, кстати, тренирует наш соотечественник Евгений Платов). Протопопов сразу обратил внимание на их ботинки.
«Очень жесткие ботинки у партнерши, не гнутся, — профессионально оценил Олег в беседе со своей супругой обувь англичан. — Это сейчас, во-первых, моветон. А во-вторых, я не уверен, что ей нужна такая сила — держать ногу без движения».
В Берне Белоусова и Протопопов пробыли недолго — вернулись в Гриндельвальд, где намеревались дать на катке мастер-класс ученикам Тамары Москвиной Юко Кавагути — Александру Смирнову и Катарине Гербольдт — Александру Энберту.

Евгений КОВАЛЕНКО, наш собкор, фото автора (Берн — Санкт-Петербург)

 

↑ Наверх