Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Даже в блокаду улицы чистили

Во время подготовки этого номера мы натолкнулись на очень показательный документ, касающийся уборки снега. В нем прописывались планы мероприятий по содержанию и уборке городских территорий — тех самых, которые сейчас, в XXI веке, месяцами стоят неубранными.

Во время подготовки этого номера мы натолкнулись на очень показательный документ, касающийся уборки снега. Это бюллетень Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся № 23 от 15 декабря 1943 года. В нем прописывались планы мероприятий по содержанию и уборке городских территорий — тех самых, которые сейчас, в XXI веке, месяцами стоят неубранными. Цитируем:

«В первую очередь уборку снега производить с пассажирских трамвайных путей, мостов, въездов и съездов с мостов, основных уличных магистралей и путей грузового трамвая, обеспечивая бесперебойное трамвайное движение.

Вывоз снега производить одновременно с уборкой и заканчивать не позднее чем через 48 часов по окончании снегопада.

Утвердить список улиц и площадей, подлежащих первоочередной уборке от снега, согласно приложению № 1 (в 15 районах города насчитывалось 165 улиц и площадей. — Ред.).

На всех остальных площадях, улицах, проездах и набережных производить не позднее чем через 12 часов после окончания снегопада очистку и окучивание снега в штабеля, с обязательным обеспечением проездов для транспорта».


Из документа видно, что если в 1942 году —  в самую страшную и холодную блокадную зиму — снег не убирался, прямо на улицах лежали трупы умерших от голода людей, то к зиме 1943-го власти мобилизовались.

Интересно, что сейчас действуют не менее четкие правила. Только они, как мы все видим, не исполняются. Чиновники ссылаются на нехватку средств и сил. В годы блокады, как мы знаем, этих самых сил и средств было еще меньше. Поэтому чиновники заранее предпринимали необходимые для исполнения тех или иных постановлений шаги. Не говоря уже о том, что исполкомам районных Советов официально разрешалось привлекать к уборке улиц людей и технику всех действующих в районе предприятий, организаций и воинских частей. Каждое подобное обязательство обеспечивалось соответствующими приказами начальников тех или иных ведомств. Начальник МПВО города Ленинграда, начальник Управления пожарной охраны города, начальник гарнизона города и руководители других косвенно подчинявшихся исполкому структур подписывали документы, согласно которым подтверждали свою готовность выделять 40 — 50 процентов наличного состава в период снегопадов. Такие же соглашения заключались и относительно техники — с трамвайно-троллейбусным управлением, с автотранспортным управлением и другими. Причем все договоры подписывались не тогда, когда снегопад уже начался, а заранее — «не позднее 10 декабря», как сказано в документе.

Многие скажут — мол, тогда все это было проще, ведь предприятия были государственными. Увы, Петербург опять в проигрыше. В Москве сейчас используется именно этот принцип. Управление содержания и уборки улиц еще до начала зимы заключает такие договоры с сотнями «компаний-смежников», как они их называют. И к своим 6 тысячам единиц снегоуборочной техники в любой момент могут добавить еще 12 — 15 тысяч.

Блокадники подтверждают, что зимой 1943 — 1944 года улицы и дворы были чистыми. Почему? Потому что в обратном случае летели головы: «Ответственные за нарушение настоящих правил подвергаются штрафу до 200 рублей, а при повторных нарушениях привлекаются к уголовной ответственности».

Также интересно, что при нехватке дров и разного рода топлива город смог обеспечить работу четырех снеготаялок при банях в Выборгском, Октябрьском, Петроградском и Приморском районах. Напомним, что сейчас в Петербурге действуют 3 снегоплавильни, а в Москве — 192.

ОТ РЕДАКЦИИ. Хочется отметить, каким языком написаны упомянутые документы: простым и конкретным. Сейчас чиновники, пишущие распоряжения, погрязли в канцеляризмах, оговорках, в причастных и деепричастных оборотах, сложноподчиненных предложениях. К смыслу не продраться. Складывается ощущение, что делается это намеренно. Поскольку желающий доказать неисполнение тех или иных правил просто запутается в формулировках.

↑ Наверх