Газета выходит с октября 1917 года Sunday 24 ноября 2024

Давай, машинист, потихонечку трогай!

«Уважаемые пассажиры, приветствуем вас на борту поезда «Сапсан». Сегодня машинист поезда я, Вячеслав Гусев. Большую часть пути мы проследуем на скорости 200 километров в час. Дорога займет 3 часа 45 минут. Приятной вам поездки!»

Корреспондент «ВП»  совершила поездку вместе с экипажем скоростного поезда «Сапсан».

«Уважаемые пассажиры, приветствуем вас на борту поезда «Сапсан». Сегодня машинист поезда я, Вячеслав Гусев. Большую часть пути мы проследуем на скорости 200 километров в час. Дорога займет 3 часа 45 минут. Приятной вам поездки!» То же самое Вячеслав повторяет с идеальным английским произношением. На борту  «Сапсана» так принято — сервис точь-в-точь как на авиарейсах. Стюарды с тележками напитков, завтрак и обед, кожаные кресла в бизнес-классе и запрет на курение. Даже обучение персонала проходило в Центре переподготовки авиационного персонала в  Шереметьеве. Да и название — «Cапсан», в честь самого быстрого на земле сокола — намек на то, что поезд не едет, а летит. Такой «полет» и совершил корреспондент «Вечернего Петербурга» вместе с экипажем этой стальной птицы и начальником поезда Игорем Болдыревым.


Проводница по имени стюардесса

В вагонах негромко играет  радио. Часть пассажиров первым делом достают ноутбуки и погружаются в Интернет. Ездят на «Сапсане» в основном бизнесмены, люди искусства, чиновники разного ранга. В общем, те, для кого время дороже денег.

— Большинство  пассажиров, как правило, мужчины, — поведали девушки-стюарды. — Но с нами не знакомятся, как ни странно. Бывает, если вагон полупустой, расскажут, например, как по миру путешествовали и где лучше. А вот один чиновник недавно подарил пряник.

Обслуживающий персонал «Сапсана» стюардами называют неспроста.

— Нас обучали на интенсивных курсах в Шереметьеве: неделю — основам сервиса, неделю — технике безопасности и неделю — специализированному английскому языку, — рассказывает старший стюард поезда Екатерина Беседина. — Непривычно и страшновато было начинать, например, использовать в поездах самолетные тележки с напитками. Вагоны идут не всегда плавно, все-таки покачиваясь, да и боковые толчки при прохождении станций не редкость. Не дай бог, уронишь что-нибудь в бизнес-классе или прольешь на костюм человека, который за билет отдал более пяти тысяч рублей.

— Сегодня вот много людей из администрации президента, — рассказывает по секрету начальник поезда Игорь Болдырев. — Лица многих пассажиров уже знакомы, приветствуем друг друга. К примеру, Жорес Иванович Алферов часто с нами совершает свои поездки. Многие «пересели» на «Сапсан» с самолетов. Расстояния между аэропортом и городом немаленькие, регистрация долгая. 

 

 

Девушки-стюарды проходили специальное обучение в Центре переподготовки авиационного персонала.


 

 


А культуры пока недостает

Здесь и правда культ удобства пассажиров. Продумано все. На номерах мест картинка показывает, какое из них находится у окна, а какое — у прохода. В поезде можно забронировать гостиницу, заказать такси, купить билет на любой поезд. Все по стандартным тарифам, без наценок. В туалетах — кнопка вызова проводника. В бизнес-классе — бесплатные обеды и напитки во время поездки. В каждом вагоне отдельный отсек для чемоданов и крупногабаритного багажа. Стюарды все время интересуются, не нужно ли чего-нибудь. Бортпроводники терпеливо стоят в отсеках между вагонами всю дорогу. Кажется, приехать такой поезд должен как минимум в какой-нибудь уютный европейский городок. А на Ленинградский вокзал с местными бомжами и грязью органичнее подъезжать в плацкарте, выпив чаю из стакана в железном подстаканнике.

— Конечно, «Сапсан» постоянно сравнивают с другими поездами, — говорит Игорь Болдырев. — И не всегда люди чем-то довольны. В «Невском экспрессе» кормили лучше. Еще бы, ведь на отлично оборудованной кухне работали повара, проходившие стажировку в  Италии. Но и бутерброд с рыбой стоил 270 рублей. В «Сапсане» же расположен вагон-бистро. Наценка на меню немаленькая — почти 100%. Но в итоге цены получаются не такими уж пугающими: чай за 60 рублей, салаты за 150 рублей и горячее не дороже 300 рублей. Но первым делом расходится пиво (коньяк — только в бизнес-классе). 

В «Сапсане» нельзя курить. На столах на месте пепельниц вкручены букетики с искусственными цветами. Тамбуров между вагонами нет вообще. В туалетах стоят чуткие датчики задымления. Срабатывают они, увы, чуть ли не каждый рейс.

— Культуры нам, россиянам, пока недостает, — констатирует Игорь Болдырев. — Я и сам курю, так что могу сказать, что три часа потерпеть — не такая уж проблема. В крайнем случае можно купить билет на дневной рейс. Время в пути на полчаса больше, но зато есть остановки в Окуловке, Бологом, Вышнем Волочке и Твери. Правда, они всего лишь одноминутные. Такая суета начинается! Но лучше уж так, чем в туалете. В поезде ведь все автоматизировано. И если в служебном купе вовремя не отработают сигнал противопожарной системы, то обесточится весь поезд и «Сапсан» встанет посередине пути...

Центр управления полетом


Чтобы такого не произошло, в служебном купе — центре управления всеми системами жизнеобеспечения поезда — постоянно кто-то дежурит. В этой маленькой комнатке в несколько квадратных метров осуществляется  контроль за всем поездом. На мониторы транслируется изображение с камер слежения. Кстати, камеры есть не только в поезде, но и вдоль железной дороги, на самых глухих участках. Но вот где они установлены и куда передают изображение — информация секретная.

Здесь же, в служебном купе, регулируется  и  климат. В отличие от всех других поездов в этом вентиляторы и обогреватели установлены в потолочных нишах. Привычных печек здесь нет. Также в центре управления регулируется освещение. Можно заблокировать, закрыть или открыть все двери. Впрочем, это с помощью специального пульта может сделать и начальник, находясь в любой точке поезда.

Выходит, что машинисту достается вроде бы малое — контролировать автопилот. И любоваться видом из лобового стекла «Сапсана». Последнее действительно прекрасно. Огромное округлое стекло почти незаметно. Создается ощущение полета. К тому же в первом вагоне поезд почти не качается.

Характерных «чух-чух» в «Сапсане» тоже не услышишь. Да это и не признак железнодорожного движения, говорят машинисты, а недоработки российских конструкторов. Этот привычный нам звук связан с длиной рельсов в 25 метров. А высокоскоростное движение идет по заказанным из Японии 800-метровым бесстыковым путям. В России такие пока не делают.


В бизнес-классе кормят обедом, как в самолете. 


«Классовые» враги


А для кого-то «Сапсан» слишком хорош. Такие недавно закидали поезд камнями — из «классовой» неприязни. По утверждению уже задержанных вандалов, бросали они ледышки. Мстили таким образом за то, что недавно их откинуло аэродинамической струей проезжающего мимо буржуазного поезда.

— Чего они ожидали, прогуливаясь рядом с железной дорогой? — удивляется начальник «Сапсана».  — Запрещено подходить к скоростным поездам ближе, чем на два метра. К тому же хулиганы утверждают, что кидались льдинками. А эта ситуация произошла во время моего рейса. Так вот, льдинкой окно «Сапсана» не разобьешь. Это были камни. От них моментально пошли трещины. Конечно, стекло не развалилось, но его замена обойдется в 60 тысяч рублей как минимум. К тому же это означает 35-часовой простой поезда. То есть миллионные убытки.

Если таких форс-мажоров больше не произойдет, поезд должен окупиться на девятый год эксплуатации. А состав, по словам Игоря Болдырева, должен прослужить 26 лет.

Примерно столько же и наш собеседник работает в должности начальника поезда.

Ирина ПАНКРАТОВА, фото автора

↑ Наверх