Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 5 февраля 2025

Давай, машинист, потихонечку трогай!

«Уважаемые пассажиры, приветствуем вас на борту поезда «Сапсан». Сегодня машинист поезда я, Вячеслав Гусев. Большую часть пути мы проследуем на скорости 200 километров в час. Дорога займет 3 часа 45 минут. Приятной вам поездки!»

Корреспондент «ВП»  совершила поездку вместе с экипажем скоростного поезда «Сапсан».

«Уважаемые пассажиры, приветствуем вас на борту поезда «Сапсан». Сегодня машинист поезда я, Вячеслав Гусев. Большую часть пути мы проследуем на скорости 200 километров в час. Дорога займет 3 часа 45 минут. Приятной вам поездки!» То же самое Вячеслав повторяет с идеальным английским произношением. На борту  «Сапсана» так принято — сервис точь-в-точь как на авиарейсах. Стюарды с тележками напитков, завтрак и обед, кожаные кресла в бизнес-классе и запрет на курение. Даже обучение персонала проходило в Центре переподготовки авиационного персонала в  Шереметьеве. Да и название — «Cапсан», в честь самого быстрого на земле сокола — намек на то, что поезд не едет, а летит. Такой «полет» и совершил корреспондент «Вечернего Петербурга» вместе с экипажем этой стальной птицы и начальником поезда Игорем Болдыревым.


Проводница по имени стюардесса

В вагонах негромко играет  радио. Часть пассажиров первым делом достают ноутбуки и погружаются в Интернет. Ездят на «Сапсане» в основном бизнесмены, люди искусства, чиновники разного ранга. В общем, те, для кого время дороже денег.

— Большинство  пассажиров, как правило, мужчины, — поведали девушки-стюарды. — Но с нами не знакомятся, как ни странно. Бывает, если вагон полупустой, расскажут, например, как по миру путешествовали и где лучше. А вот один чиновник недавно подарил пряник.

Обслуживающий персонал «Сапсана» стюардами называют неспроста.

— Нас обучали на интенсивных курсах в Шереметьеве: неделю — основам сервиса, неделю — технике безопасности и неделю — специализированному английскому языку, — рассказывает старший стюард поезда Екатерина Беседина. — Непривычно и страшновато было начинать, например, использовать в поездах самолетные тележки с напитками. Вагоны идут не всегда плавно, все-таки покачиваясь, да и боковые толчки при прохождении станций не редкость. Не дай бог, уронишь что-нибудь в бизнес-классе или прольешь на костюм человека, который за билет отдал более пяти тысяч рублей.

— Сегодня вот много людей из администрации президента, — рассказывает по секрету начальник поезда Игорь Болдырев. — Лица многих пассажиров уже знакомы, приветствуем друг друга. К примеру, Жорес Иванович Алферов часто с нами совершает свои поездки. Многие «пересели» на «Сапсан» с самолетов. Расстояния между аэропортом и городом немаленькие, регистрация долгая. 

 

 

Девушки-стюарды проходили специальное обучение в Центре переподготовки авиационного персонала.


 

 


А культуры пока недостает

Здесь и правда культ удобства пассажиров. Продумано все. На номерах мест картинка показывает, какое из них находится у окна, а какое — у прохода. В поезде можно забронировать гостиницу, заказать такси, купить билет на любой поезд. Все по стандартным тарифам, без наценок. В туалетах — кнопка вызова проводника. В бизнес-классе — бесплатные обеды и напитки во время поездки. В каждом вагоне отдельный отсек для чемоданов и крупногабаритного багажа. Стюарды все время интересуются, не нужно ли чего-нибудь. Бортпроводники терпеливо стоят в отсеках между вагонами всю дорогу. Кажется, приехать такой поезд должен как минимум в какой-нибудь уютный европейский городок. А на Ленинградский вокзал с местными бомжами и грязью органичнее подъезжать в плацкарте, выпив чаю из стакана в железном подстаканнике.

— Конечно, «Сапсан» постоянно сравнивают с другими поездами, — говорит Игорь Болдырев. — И не всегда люди чем-то довольны. В «Невском экспрессе» кормили лучше. Еще бы, ведь на отлично оборудованной кухне работали повара, проходившие стажировку в  Италии. Но и бутерброд с рыбой стоил 270 рублей. В «Сапсане» же расположен вагон-бистро. Наценка на меню немаленькая — почти 100%. Но в итоге цены получаются не такими уж пугающими: чай за 60 рублей, салаты за 150 рублей и горячее не дороже 300 рублей. Но первым делом расходится пиво (коньяк — только в бизнес-классе). 

В «Сапсане» нельзя курить. На столах на месте пепельниц вкручены букетики с искусственными цветами. Тамбуров между вагонами нет вообще. В туалетах стоят чуткие датчики задымления. Срабатывают они, увы, чуть ли не каждый рейс.

— Культуры нам, россиянам, пока недостает, — констатирует Игорь Болдырев. — Я и сам курю, так что могу сказать, что три часа потерпеть — не такая уж проблема. В крайнем случае можно купить билет на дневной рейс. Время в пути на полчаса больше, но зато есть остановки в Окуловке, Бологом, Вышнем Волочке и Твери. Правда, они всего лишь одноминутные. Такая суета начинается! Но лучше уж так, чем в туалете. В поезде ведь все автоматизировано. И если в служебном купе вовремя не отработают сигнал противопожарной системы, то обесточится весь поезд и «Сапсан» встанет посередине пути...

Центр управления полетом


Чтобы такого не произошло, в служебном купе — центре управления всеми системами жизнеобеспечения поезда — постоянно кто-то дежурит. В этой маленькой комнатке в несколько квадратных метров осуществляется  контроль за всем поездом. На мониторы транслируется изображение с камер слежения. Кстати, камеры есть не только в поезде, но и вдоль железной дороги, на самых глухих участках. Но вот где они установлены и куда передают изображение — информация секретная.

Здесь же, в служебном купе, регулируется  и  климат. В отличие от всех других поездов в этом вентиляторы и обогреватели установлены в потолочных нишах. Привычных печек здесь нет. Также в центре управления регулируется освещение. Можно заблокировать, закрыть или открыть все двери. Впрочем, это с помощью специального пульта может сделать и начальник, находясь в любой точке поезда.

Выходит, что машинисту достается вроде бы малое — контролировать автопилот. И любоваться видом из лобового стекла «Сапсана». Последнее действительно прекрасно. Огромное округлое стекло почти незаметно. Создается ощущение полета. К тому же в первом вагоне поезд почти не качается.

Характерных «чух-чух» в «Сапсане» тоже не услышишь. Да это и не признак железнодорожного движения, говорят машинисты, а недоработки российских конструкторов. Этот привычный нам звук связан с длиной рельсов в 25 метров. А высокоскоростное движение идет по заказанным из Японии 800-метровым бесстыковым путям. В России такие пока не делают.


В бизнес-классе кормят обедом, как в самолете. 


«Классовые» враги


А для кого-то «Сапсан» слишком хорош. Такие недавно закидали поезд камнями — из «классовой» неприязни. По утверждению уже задержанных вандалов, бросали они ледышки. Мстили таким образом за то, что недавно их откинуло аэродинамической струей проезжающего мимо буржуазного поезда.

— Чего они ожидали, прогуливаясь рядом с железной дорогой? — удивляется начальник «Сапсана».  — Запрещено подходить к скоростным поездам ближе, чем на два метра. К тому же хулиганы утверждают, что кидались льдинками. А эта ситуация произошла во время моего рейса. Так вот, льдинкой окно «Сапсана» не разобьешь. Это были камни. От них моментально пошли трещины. Конечно, стекло не развалилось, но его замена обойдется в 60 тысяч рублей как минимум. К тому же это означает 35-часовой простой поезда. То есть миллионные убытки.

Если таких форс-мажоров больше не произойдет, поезд должен окупиться на девятый год эксплуатации. А состав, по словам Игоря Болдырева, должен прослужить 26 лет.

Примерно столько же и наш собеседник работает в должности начальника поезда.

Ирина ПАНКРАТОВА, фото автора

↑ Наверх