Газета выходит с октября 1917 года Saturday 21 декабря 2024

Дети минут никогда не поймут круговорота часов

Градсовет выберет один из трех проектов памятника Виктору Цою

Градсовет выберет один из трех проектов памятника Виктору Цою

 

 

Завершен второй тур конкурса на памятник певцу в Кировском районе Петербурга. Жюри, в которое вошли представители комитета по культуре, Градсовета и Фонда Виктора Цоя, назвало три лучших проекта. В финал вышли модели памятника, созданные Светланой Серебряковой, Юрием Фирсовым и Алексеем Нечипоруком.

Вместо планируемого ранее места установки — лесопарка Александрино — архитекторам и скульпторам предложен новый участок — в сквере на пересечении бульвара Новаторов с проспектом Ветеранов и улицей Танкиста Хрустицкого.
Как сказал председатель жюри писатель Александр Житинский, победившим в первом туре авторам удалось создать портрет «настоящего Цоя» — такого, каким он был на самом деле. Фигура музыканта в полный рост (высота около двух метров), портретное сходство и простота человеческого образа — вот три основных условия для авторов скульптуры. Также памятник нужно вписать в среду нового градостроительного окружения сквера на пересечении улицы Танкиста Хрустицкого.
Прокомментировать итоги второго этапа конкурса обозреватель «ВП» Алексей Шолохов попросил известного петербургского архитектора, входившего в состав жюри, руководителя архитектурной мастерской «Студия 17», заслуженного архитектора России Святослава Гайковича.

— Святослав Владимирович, как вам итоги? Скульптура Светланы Серебряковой, вошедшая в тройку победителей, по-моему, вполне симпатичная. Нет никакого пафоса, но есть романтизм...

— Да, вполне согласен. Все три работы, вышедшие в финал, — абсолютно достойные, на мой взгляд, и имени Петербурга, и имени Виктора Цоя.

— Работ было много. Все соревновались под номерами, а вот была ли конкуренция имен?

— Ну что вы! Вот сейчас вы сказали про памятник работы скульптора Светланы Серебряковой. А я не помню имени. Я помню образ работы и ее конкурсный номер. Однако, должен сказать,17 участников — это, может быть, и чересчур для шорт-листинга, который сейчас был.

— После очередной попытки организаторов закончить со вторым туром вдруг неожиданно оказалось, что место установки памятника городом до сих пор окончательно не определено. И хотя в распоряжении губернатора было сказано: Александрино, тем не менее нашлись чиновники и из администрации Кировского района, и из комитета по культуре, которые сказали: «Ну и что? Вы проведите конкурс, а дальше посмотрим, куда ставить!» И если бы не новый глава района, ситуация едва ли разрешилась бы. Это допустимо?

— Конечно же нет. Ни в коем случае! Генеральный план, место установки, независимо от того, лесопарковая это полоса или городской ландшафт, крайне существенны, значимы для любой скульптуры. Тем более такой знаковой, как памятник одному из кумиров современной российской молодежи. Странно по меньшей мере, что в Петербурге, где важность градостроительного контекста известна каждому горожанину, власть имущие так могут не то что делать и заявлять, но даже мыслить. Если место установки памятника вновь изменится — это значит, что итоги всех конкурсов пошли насмарку.

— А что на конкурсе вам больше понравилось — работа скульпторов или архитекторов?

— В целом скульптурное решение конкурсных работ мне кажется более удачным, чем архитектурное. Например, понравился на одном из проектов (номер 121) шрифтовой контент — там буквы, составляющие название группы «Кино», словно вырастают прямо из земли. И это отчасти и есть сам памятник. Скульпторы молодцы! Но вот архитектурный уровень композиций явно слабее.

— Вы назвали избыточным архитектурное решение проекта скульптора Светланы Серебряковой…

— Я имел в виду прежде всего перебор с малыми формами — скамейками, урнами, элементами благоустройства и прочим. На мой взгляд, архитектурное решение памятника должно быть выполнено куда более образно, лаконично, что не исключает, безусловно, присутствия элементов благоустройства.

— И что же теперь — ждать нового озарения от архитекторов?

— Впереди — рассмотрение конкурсных работ художественной секцией Градостроительного совета. Собственно, именно там профессиональным коллективом архитекторов и скульпторов будет окончательно принято решение, какой из трех памятников выбрать. Будем надеяться, что советы коллег подтянут архитектурное решение. Со скульптурным же наполнением у победивших трех работ, по-моему, все в порядке.

Алексей Шолохов
Фото Елены Истоминой

Светлана Власова, учредитель Фонда Виктора Цоя, также ответила на вопрос «ВП».

— Светлана, как вам удалось поменять место установки памятника с Александрина на новое популярное место — сквер у станции метро «Проспект Ветеранов»? Без боя?

— Я честно скажу: из пяти вариантов, предлагавшихся нам за последние два года, этот сквер, безусловно, лучший! Виктор здесь жил и тысячу раз ходил через этот сквер. Здесь нет вопросов про вандализм, отпиленные в сумерках части бронзовой скульптуры. Рядом метро, и постоянно, даже ночью, в сквере есть люди. Окна домов выходят на этот сквер. Люди будут видеть его. После весенней публикации в «Вечёрке» в июле в Кировский район пришел новый глава администрации. Не знаю, поклонник он Виктора Цоя или нет, но он нам наконец-то помог.

↑ Наверх