Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Детские герои умерли?

С 1994 года ежегодно во второе воскресенье декабря все ведущие теле- и радиокомпании мира полностью предоставляют свои эфиры детям и детским передачам. В России этого не делают.

В России не нашлось повода праздновать день детского телевидения.

Эту праздничную дату объявили представители Детского фонда ООН в апреле 1994 года. С тех пор ежегодно во второе воскресенье декабря все ведущие теле- и радиокомпании мира полностью предоставляют свои эфиры детям и детским передачам. В России этого не делают. И даже «праотец» детских передач, бессменный худрук «Ералаша» Борис Грачевский критично настроен по отношению к детскому телевидению и перспективам его развития.

В России сейчас работает два крупных детских телеканала — «Теленяня» и «Бибигон». Многие специалисты, в том числе и Грачевский, не раз отмечали, что их недостаточно. Первый выходит на дециметровом канале, который ловит далеко не каждый телевизор, второй — в часы, когда телевизор смотрят меньше всего, например на «России» по будням с 11.40 до 11.55 и по выходным с 9.20 до 11.00. При этом практически во всех странах мира есть как минимум один отдельный канал для детей, включив который в любое время ребенок может найти передачи для себя, а его родители — не переживать о содержании этих передач.

— Настоящее детское телевидение должно отличаться качественной мультипликацией и тщательно подобранными российскими кинофильмами, — считает Борис Грачевский.

Недавно режиссер приезжал в Петербург в том числе и для того, чтобы продемонстрировать свой первый полнометражный фильм «Крыша» будущим продюсерам. Правда, студентам не показалось, что эту историю о подростковых трудностях трех школьниц можно назвать примером качественного детского кинематографа. Все самые драматичные моменты вызывали в зале смех. Но Борис Юрьевич списал это на то, что аудитория — студенты творческого вуза и «считают себя самыми умными».


Борис Грачевский считает, что зритель изменился.

 


— Фильм и в прокате провалился, и, я думаю, дело в том, что такое кино в России разучились смотреть, зритель изменился, стал циничнее, хочет видеть кровь и жестокость, как, например, в фильме «Все умрут, а я останусь», но какое же это детское кино! — заявил Борис Грачевский корреспонденту «Вечернего Петербурга». — Даже я изначально снимал свой фильм как трагикомедию о подростках для взрослых, просто педагоги потом стали говорить, что «Крышу» стоит показывать и детям старше 14 лет.

— Вам не кажутся герои детского кино и телевидения, в том числе герои «Ералаша» и фильма «Крыша», неестественными?

— Я не считаю, что героини неестественны. Они на сто процентов соответствуют своему возрасту. Каждый их шаг проверяется на них же самих. Я спрашиваю актеров, как бы они вели себя в подобных ситуациях. К примеру, в «Крыше» есть обсуждавшийся критиками момент, где девочки проверяют, выросла ли у них грудь. Что тут такого? В 12 лет любая девочка это проверяет. Это живые, настоящие подростки.

Тем не менее психологи считают иначе и не видят среди современных персонажей детского кино и телевидения достойных героев.

— Ясно, что телевидение играет огромную роль в формировании нравственных, духовных и культурных ценностей у детей, — прокомментировал ситуацию руководитель Центра практической психологии Александр Федотов. — Если отбросить в сторону основную проблему — отсутствие профильного детского канала — можно сказать, что на телевидении недостает героев, они умерли. В результате недостает и образовательных, и воспитательных передач для детей, им не с кого брать пример. А воспитывать-то нужно многое — начиная от любви и уважения к себе и заканчивая любовью и уважением к Родине и российской ментальности, то есть к таким ценностям, как терпимость, коллективность, дружба.

Ведущие российские режиссеры детского кино сегодня (по итогам XXVI Московского международного фестиваля фильмов для детей и юношества, который проводит «Фонд Ролана Быкова»)

  •  Вадим Соколовский (фильм «Книга мастеров»).

Родился в 1968 году. Работал в Голливуде продюсером и сценаристом, в Москве — на NBC News, в компании «А-Медиа», на телеканале «Россия». Режиссер и глава отдела кинопроизводства и закупок компании «Walt Disney CIS».

  •  Николай Денисов (фильм «Приключения на хуторке близ Диканьки»).

Родился в 1953 году. Заслуженный артист России. Актер МТЮЗа с 1978 года. Режиссер и преподаватель ГИТИСа.

  •  Станислав Лебедев (фильм «Осторожно, дети»).

Родился в 1964 году. Работал на «Ленфильме». Режиссер.

Классика детского кино

  •  Владимир Легошин («Белеет парус одинокий», 1937).

Режиссер, сценарист. Лауреат Сталинской премии 1951 года. В кинематографической среде Легошин пользовался репутацией мастера дубляжа. Режиссер звукового варианта мультфильма «Тараканище».

  •  Александр Разумный («Тимур и его команда», 1940).

Кинорежиссер. Был награжден орденом «Знак Почета», заслуженный деятель искусств РСФСР. Им был создан цикл более чем из 200 портретов деятелей русского кинематографа с их автографами.

  •  Ролан Быков («Айболит-66», 1966; «Внимание, черепаха!», 1970; «Приключения Буратино», 1975; «Чучело», 1983).

Актер и кинорежиссер, народный артист СССР и лауреат Государственной премии СССР. Работал на киностудии «Мосфильм». В 1989 — 1992 гг. был директором Всесоюзного центра кино и телевидения для детей и юношества. Создатель и руководитель Международного фонда развития кино и телевидения для детей и юношества («Фонд Ролана Быкова»).

  •  Юлий Карасик («Дикая собака Динго», 1962).

Советский кинорежиссер, сценарист, народный артист РСФСР. Получил «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции.

  •  Александр Роу.

Советский кинорежиссер, автор множества фильмов-сказок. В 1961 году Александру Роу было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1968 году — народного артиста РСФСР. Уже после его смерти по написанному им сценарию Геннадием Васильевым был снят фильм «Финист — Ясный Сокол».

Ирина ПАНКРАТОВА

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх