Черно-белый цвет
До 10 ноября в Малом зале ЦВЗ «Манеж» — выставка «Мастера петербургского эстампа», знакомящая с творчеством лучших представителей петербургской школы печатной графики
На выставке представлены работы Александра Агабекова, Михаила Гавричкова, Бориса Забирохина, Арона Зинштейна, Михаила Карасика, Валерия Мишина и Евгения Тыкоцкого.
Дворники. М. Гавричков. 2010.
Спектр возможностей печатной графики явлен не только с помощью самих работ, но и с помощью пространных пояснительных текстов, объясняющих особенности различных техник: от старинного офорта до супермодного жикле. Александр Агабеков в своих литографиях использует цвет, а цикл Михаила Карасика «Цвет — оптика» прямо связан с цветовыми экспериментами. Но в основном работы черно-белые, и зрителям предстоит убедиться, сколь разнообразных эффектов можно добиться, используя всего два этих цвета, которые и не цвета вовсе. Мягкие, теплые, «семейные» работы Арона Зинштейна уживаются с философскими шаржами Валерия Мишина, офортами Михаила Гавричкова, где бытовое обобщение вырастает до трагического гротеска (не случайны в каждом листе страшные птицы); психоделика Евгения Тыкоцкого (расколотое сознание художник передает через образ мушиного роя) соседствует с надмирным прочтением Библии Борисом Забирохиным. В общем, посмотреть есть на что.
Нынешняя выставка, с одной стороны, — продолжение начатого в 2006 году «Манежем» цикла выставок «Любитель эстампов», с другой — новая выставочная площадка (основное здание находится на реконструкции), придала экспозиции камерный характер. Устроители выставки надеются, что проект станет ежегодным, а еще — что помимо показа работ известных художников будут открывать как новые, так и забытые имена.
Расшибусь — не покорюсь. В. Мишин. 2012.
Директор ЦВЗ «Манеж» Кирилл Кузьмин на церемонии открытия сказал: «Сейчас стало даже лучше; камерная выставка — совершенно особый жанр. Верится, что здесь будет центр этого вида искусства, мы «доведем до ума» наш графический кабинет, который будет открыт не только для профессионалов, но и для любителей». Работы некоторых художников датированы отнюдь не нынешними — некоторые аж 1970-ми — годами. Объясняется это тем, что печатать графику питерским художникам особенно негде (возможности находятся, только если есть конкретный заказ). Арон Зинштейн напомнил: «В прежние времена на Песочной набережной была печатная мастерская, все туда приходили и одновременно работали, это давало мощный творческий стимул. Во времена перестройки мастерская закрылась. Сейчас есть возможность продолжения, надо создать какой-то фундамент, чтобы художники работали».